Комментарии
Онлайн конференция
увеличить шрифт
- A
- +A
- +A
11.05.2006
Начало в 14:00. Вопросы принимаются до 15:00
Онлайн-конференция директора Саратовского академического театра оперы и балета И.Ф. Кияненко
Онлайн-конференция проводится накануне XIX Собиновского музыкального фестиваля
На Ваши вопросы отвечает:
КияненкоИлья Федорович
Кияненко Илья Федорович возглавляет один из старейших театров России - «Саратовский академический театр оперы и балета». В 1972 году окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской по специальностям: культработник высшей квалификации, режиссер театрального коллектива. В 1973-1982 гг. работал директором Саратовского областного Дома народного творчества, а затем директором областного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы. В 1992-1998 гг. работал сначала начальником управления культуры администрации Саратовской области, а затем первым министром культуры правительства Саратовской области. В 1982-1992 гг. и с 1998 г. по настоящее время - директор Саратовского академического театра оперы и балета.
За годы руководства театром были осуществлены более 50 постановок оперных и балетных спектаклей. И. Ф. Кияненко непосредственно участвовал в организации гастролей коллектива театра в городах: Киров, Иваново, Тула, Сочи, Краснодар, Омск, Томск, Пенза, Ульяновск, Тамбов, Мурманск, Архангельск, Кострома и многих других. Выступления проходили с большим успехом, о чем свидетельствуют многочисленные отклики в прессе.
В 1986 году Кияненко совместно с художественным руководителем театра Ю.Л. Кочневым стал инициатором организации и проведения Собиновского музыкального фестиваля, который является визитной карточкой театра и Саратовской области. По итогам 1999, 2001, 2002 и 2007 гг. российская национальная газета «Музыкальное обозрение» назвала Собиновский музыкальный фестиваль «Фестивалем года в России».
В 1998 году саратовский оперный стал лауреатом, а в 2001 году - победителем всероссийского конкурса «Окно в Россию», проводимого газетой «Культура», шесть раз номинировался на Национальную Театральную Премию и Фестиваль «Золотая Маска» со спектаклями «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостоковича (1998 г.), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (2000 г), «Риголетто» Дж. Верди (2001 г.), «Тоска» Д. Пуччини (2005 г.), «Маргарита» В. Кобекина (2008 г.), «Бандиты» Ж. Оффенбаха (2009 г.). За осуществление творческого проекта «Оперные театры России на Саратовской сцене» (сезоны 1999-2001, 2002-2003) театр получил Грант Президента Российской Федерации. В сезоне 2006-2007 театр продолжил практику проведения музыкальных акций, организовав «Парад дирижеров России на Саратовской сцене». В 2000 году театр удостоен Штандарта Губернатора Саратовской области, а в 2001 году занесен на областную Доску Почета.
В 2008 году Председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал Постановление о присуждении Саратовскому академическому театру оперы и балета Премии Правительства РФ имени Федора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства России».
В рейтинге «События и персоны 2009 года», проведенного Российской Национальной газетой «Музыкальное обозрение», И. Кияненко назван лучшим в номинации «Директор года».
Под руководством Кияненко И.Ф. театр большое внимание уделяет благотворительной деятельности. На каждый спектакль выделяются билеты по 50% от номинальной стоимости для инвалидов, участников ВОВ и пенсионеров. Не остаются без внимания дети-инвалиды, дети-сироты, из многодетных и малообеспеченных семей. Их приглашают на спектакли бесплатно. Кияненко является заслуженным работником культуры России, Действительным членом Петровской академии наук и искусства, Членом Союза театральных деятелей РФ, награжден Почетными грамотами министерства культуры СССР и РСФСР, Губернатора Саратовской области, серебряной медалью ВДНХ СССР (1981), медалью «XX лет Победы в ВОВ 1941-1945 гг.», нагрудным знаком «За достижения в культуре» (1999), медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени,медалью «Ветеран труда».
Предыдущую конференцию И.Ф. Кияненко на Sarbc можете посмотреть здесь.
Вопросы онлайн конференции
Анна
Добрый день!
Илья Федорович! Скажите, каких иногородних звезд привезете на
этот Собиновский?
Илья Федорович! Скажите, каких иногородних звезд привезете на
этот Собиновский?
В этом году на фестивале будет около 70 гостей, из них артистов вместе с конкурсантами 37 человек. Остальные гости - это ведущие музыкальные критики страны: из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России. Все имена называть трудно, потому как не хватит времени. Приедет Ирина Богачева, Зайченко и Осипов - солисты Большого театра. Дирижеры Макс Резейншток из Санкт-Петербурга и Юрий Анисичкин из Воронежа. Солисты балета очень интересные, в том числе Татьяна Чернобровкина. Готов и продается в театре малый буклет фестиваля, где есть все имена. У нас будет продаваться и буклет Конкурса конкурсов финалистов, все 12 фамилий там есть. Так что адресую Вас к нашему изданию.
Дмитрий
Здравствуйте! Читал Ваше интервью одной газете в прошлом году. Там Вы рассказывали, что Вашему театру бюджет \"дает\" меньше всех, а ТЮЗу, который больше жалуется, отдают львиную долю. Насколько поменялось отношение с новым бюджетом и новым губернатором ;) ? Спасибо!
Вы знаете, стало немного лечге нам работать, потому что бюджет оперного театра пересмотрен в сторону увеличения. Конечно, диспропорция между ТЮЗом, драмой и оперным театром еще не очень заметна, но мне удалось убедить областное правительство, что на наш театр требует особого внимания в плане финансирования. Если короче, то стало немного лечге. Маленький пример. В бюджете прошлого гоода на постановочные расходы нам выделялось 3 млн руб., в этом году 6 млн руб. Значит, мы уже можем поставить 2 спектакля, а не один как в прошлом году.
Алексей
Добрый день! Так много рассказывали про постановку \"Моники в Кремле\", что и Кочнева там будет петь и пр.. А в итоге что-то ничего не вышло. Почему?
Мне тоже жаль, что осуществить постановку "Моники в Кремле" не удалось на сцене нашего театра. Этот мюзикл, написанный нашим композитором Окороковым требовал для постановки очень много средств. Не потому, что он особый, а потому что постановка мюзикла очень затратная вещь. К сожалению, Правительство области не могло взять на себя бремя этих расходов, и не нашлись богатые меценаты, которые оплатили бы эту постановку. Только поэтому "Моника в Кремле" не вышла в свет.
Петр
Здравствуйте! Скажите, когда в зале сделают ремонт. А то на балконы иностранцам билеты стыдно брать.
Вопрос очень сложный. Решение его зависит полностью от финансирования на эти цели. Наш театр находится на региональном бюджете. И поэтому деньги может дать, в основном, только Правительство области. Я очень надеюсь, что это скоро произойдет. Так как Павел Леонидович Ипатов, вступая в должность, обещал, что проблемами культуры он займется через 2 года своего правления. Один год уже прошел, потерпим еще годок, и я надеюсь, что эту проблему мы решим. В этом году запланирован ряд работ, но не в самом зрительном зале, а в фойе театра. Я надеюсь, что в новом сезоне саратовцы многому удивятся, придя к нам в театр, в хорошем смысле этого слова. Летом мы будем работать.
Олег
Здравствуйте! Скажите, помогают ли театру (финансово) какие-нибудь титулованные спонсоры. Скажем, Трансмаш, ПЖД или прочие гиганты местной экономики?
Несмомненно помогают, но объем этой помощи невелик. Самую существенную поддержку уже много лет театру оказывает компания British American Tobacco Россия. В основном, они оказывают нам помощь на проведение Собиновского фестиваля. Поддержка сугуба адресная, и по условиям нашего договора эти средства мы тратим только на проведение и подготовку фестиваля. Существено помогает театру, не финансово, а другими способами - ГНПП "Контакт", фирма "Бикс", банки "Синергия", "Экспресс-Волга", "Поволжский Немецкий Банк", гостиница "Словакия" и многие другие организации. Мы им за это очень благодарны и в большом буклете фестиваля, каждый год печатаем логотипы этих организаций, с выражением искренней признательности за помощь.
Дмитрий
Добрый день! Здравствуйте, насколько трудно руководить театром? А \"Теремком\"?
Я уже 25-й год являюсь директором театра. Театр оперы и балета - очень сложный организм, работает в нем сейчас постоянно около 500 человек. Это творческие коллективыы, постановочная часть, обслуживающий персонал, администрация и так далее. Честно Вам скажу, хотя я имею специальное образование, но настоящим директором я себя почувствовал только после 5 лет работы в театре. А трудно ли рукоовдить "Теремком" - спросите у моего сына.
Зритель
Илья Федорович, почему у вас в театре такие злые контролеры-билетеры и ужасно дорогой буфет?
Вопрос неожиданный. Я злости за ними не замечал. Требовательность есть. Это естественно, когда идет на сцене творческий процесс, то необходимо создавать условия, чтобы процесс шел в нормальной обстановке, спокойной, не нервной. Поэтому билетеры могут предъявлять некоторые претензии к нарушителям спокойствия. Но во всяком случае, присмотрюсь к ним еще раз. Этот вопрос меня несколько настораживает. А насчет дорогого буфета - я не уверен. Мне кажется, цены везде приблизительно находятся на одном уровне. Если растут цены на рынке, то они растут и в буфете - все взаимосвязано.
Алексей
Здравствуйте, хотелось бы знать как наш театр выглядит на фоне академических театров оперы регионов-сеседей. По составу труппы, премьерам, постановкам, финансированию и другим показателям. Cпасибо.
Наш театр - один из лучших музыкальных театров нестоличной России. Это факт объективный и всеми признанный. И я здесь не лукавлю. Достаточно сказать, что из 12 фестивалей "Золотая маска", которые прошли в России, в 4-х участвовал наш театр. Это высокая заслуга. Не каждый нестоличный театр может похвастаться такими показателями. Музыкальная общественность России три раза называла Собиновский фестиваль - Фестивалем года в России. Это не взирая на то, что таких фестивалей проводится очень много. Достаточно назвать "Белые ночи" в Санкт-Петербурге, московский "Пасхальный фестиваль" и целый ряд других. И все-таки по уровню организации, подготовки и проведению фестиваля, наш театр ставился на первое место. Есть и другие достижения, достаточно сказать, что театр стал победителем конкурса "Окно в Россию", который проводит газета "Культура" среди нестоличных театров. Кочнев назывался Дирижером Года - это тоже дорогого стоит. Даже этих примеров достаточно, чтобы сказать, что коллектив театра занимает достойное место в музыкальной жизни нашей страны. Министерство культуры России наш Собиновский Фестиваль тоже высоко ценит и каждый год выделяет средства на его проведение. Это дорогого стоит.
Оксана
Уважаемый Илья Федорович! Насколько охотно идут в театр молодые таланты? И как в театре идет работа по \"вливанию новой крови\"?
Эта работа проводится постоянно. Каждый год на сборе труппы после очредного отпуска мы представляем коллективу выпускников Консерватории, хореографического отделения музыкального училища. Бывает в один год "урожай" больше, в другой год - меньше. Все зависит от потребности театра в тех или иных голосах и танцорах и их наличии из числа выпускников. Не могу сказать, что труппа театра состоит только из пожилых людей или только молодых. Если делать такой "перекос", т.е. делать ставку на одну возрастную группу, то театр это погубит. В театре как в большой, дружной семье, должны быть артисты разных возрастов и тогда это будет живой и хороший организм. Насколько охотно идут в театр - сказать трудно, поскольку всех лучших выпускников мы всегда приглашаем к себе и отказов что-то я не помню. Вывод такой, что идут охотно.
Римма
Илья Федорович, добрый день. Какая средняя зарплата у актера театра?
Зарплата у актера театра очень средняя. Я бы так ответил на этот вопрос.
Пафнутий
Скажите, Вы по-прежнему считаете, что ТЮЗ \"как сыр в масле\", в смысле финансирования, и плачет, что мало, а в вашем тетре все гораздо скромнее (деньги, штат и пр.) и вы не жалуетесь?
Ни один театр как сыр в масле не катается - это объективный факт. Потому что финансирования всегда много не бывает, а бывает наоборот - мало. К сожалению, мы жалуемся и очень настойчиво. После того, как Президент России стал вручать гранты лучшим музыкальным коллективам страны, и его примеру последовали ряд губернаторов на местах, мы поняли, что дальше существование нашего театра под большим вопросом.
Гранты даются театрам только с одной целью - с повышением зарплаты. Уже неоднократно обращались и вот совсем недавно мы с Юрием Кочневым еще раз обратились к Павлу Леонидовичу Ипатову с настоятельной просьбой - учредить такой грант и в нашей области. Диспропорцию в заработке у артистов театров, получающих гранты и театров, не получающих - очень велика и эта диспропорция стала угрожающей. На нынешнюю зарплату артист не может прокормить семью и обеспечить безбедное существование детям и если этого не будет сделано в области, то театр вряд ли выживет и сохранится. Не может музыкант, проучившись профессии 16 лет, получать такую средненькую зарплату, которую он получает в нашем театре. И в этом отношении, саратовского артиста нужно спасать. Пока наши обращения остаются без ответа. Обидно.
Гранты даются театрам только с одной целью - с повышением зарплаты. Уже неоднократно обращались и вот совсем недавно мы с Юрием Кочневым еще раз обратились к Павлу Леонидовичу Ипатову с настоятельной просьбой - учредить такой грант и в нашей области. Диспропорцию в заработке у артистов театров, получающих гранты и театров, не получающих - очень велика и эта диспропорция стала угрожающей. На нынешнюю зарплату артист не может прокормить семью и обеспечить безбедное существование детям и если этого не будет сделано в области, то театр вряд ли выживет и сохранится. Не может музыкант, проучившись профессии 16 лет, получать такую средненькую зарплату, которую он получает в нашем театре. И в этом отношении, саратовского артиста нужно спасать. Пока наши обращения остаются без ответа. Обидно.
Валентин
Здравствуйте. Понимаю, что в каждом театре должна быть прима. Кто, на Ваш взгляд, сможет лет через 10 (а скорее всего и раньше) сместить с этого постамента Ольгу Кочневу (не умаляя таланта ее супруга).
Понятие прима - для оперного тетар совсем не подходит.У нас есть несколько групп вокальных голосов:басы, тенора, баритоны, сопрано, меццо-сопрано, в балетной труппе - мужчины и женщины. Это сколько нужно иметь прим, если в каждой категории будет выделяться какой-то один артист? Так что в единственном лице прим в оперном театре не бывает. Никто на должность примы приказом не назначает, а следовательно и не снимает с этой должности. Мерило всякого таланта - успех в работе и любовь зрителя. Больше на этот вопрос мне ответить нечем.
Петрович
Сколько по разнарядке Вы вынуждены отдавать билетов в министерство культуры? Такое ощущение что рядов 15...
Такой разнарядки нет. У театра есть финансовый план и чем больше мы заработаем денег от продажи билетов - тем легче театру будет жить.
Варвара
Какая сегодня \"квота\" мест в зрительном зале, которую Вы вынуждены отдавать задарма чиновникам, депутатам, прочим \"слугам народа\" и их челяди на престижные постановки и гастрольные спектакли и концерты?
Такой квоты не существует. У театра есть очень много друзей, которых мы пытаемся хоть частично отблагодарить за их помощь. Их мы приглашаем на наши спектакли. Уверяю Вас, что помощь, оказанная ими театру зачастую нельзя соизмерить со стоимостью пригласительного билета. Многие редакции газет, журналов бесплатно публикуют рекламу о нашем репертурае. В знак благодарности мы их приглашаем на наши спектакли - количество таких приглашений очень ограничено.
Лена
Как Вы строите отношения с Михаилом Генсоном (Брызгаловым)? У Вас паритет или единоначальствование?
Нормально строю отношения. Поверьте, должность у Михаила Аркадьевича очень непростая и ответственная. Сам в течение 6-ти лет руководил областной культурой и знаю по личному опыту. Отношения наши деловые, товарищеские.
Финансист
Смог бы театр уйти в свободное плавание - без бюджетных денег, с предоставлением полной свободы действий?
Никогда в жизни, если говорить об оперном театре. Может быть небольшие драматические театры это и смогли бы сделать, но только не наш. Для сведения. Ни один оперный театр мира без дотации государства существовать не может. Пример, Венская опера - очень благополучный театр. Цены на билеты в нем очень высоки и несмотря на это, 75% годового бюджета ему дотирует правительство Австрии. Такая же картина и с другими оперными театрами мира.
Алла
Здравствуйте, расскажите про этот Собиновский. Можно ли еще купить билеты? Если да, то на что советуете брать?
Если поторопитесь, может быть что-то еще и приобретете. По-моему, программа очень интересна в целом и мне трудно выделить какой-то отдельный вечер. Приходите на все - не пожалеете.
Петр
Признаться честно хожу на Собиновский толкьо на авангардные выступление (Звуки МУ и пр.). Что будет в этом году в этой \"альтернативной рубрике\"?
В этом году фестиваль посвящен 250-летию со дня рождения великого Моцарта. К сожалению, в партнеры Моцарту ничего более авангардного чем Чайковский мы найти не смогли. Но тем не менее, планируется выступление московского "Классик-ансамбля" - это очень оригинальный коллектив и советую Вам его послушать.
Саша
Здравствуйте, всегда интересовал вопрос:насколько затратен Собиновский фестиваль и откуда театр берет на него деньги? Это же надо приезжших артистов размещать и прочие расходы/
Четыре составляющих бюджета Собиновского фестиваля. Прежде всего, это наш бюджет театра, это финансирование министерства культуры Российской Федерации, поддержка меценатов (спонсоров) и доходы от продажи собственых билетов. На каждый фестиваль расходуется примерно 2,5-3 млн рублей. Этих денег обычно хватает. Специального финансирования на проведение фестиваля в областном бюджете не предусмотрено. Наш фестиваль любят, знают и хотят в нем участвовать. Поэтому гонорары приезжих артистов очень скромные, если сравнивать с гонорарами рок- поп- и всяких других музыкантов. Нам этих денег хватает.
Справедливый
Как Вы полагаете, не жирно ли ТЮЗу такое здание, как новое на Чапаева? Как они его будут эксплуатировать, это же бешенные деньжища?! Может быть это здание должно стать неким универсальным кино-концертным залом (коего до сих пор нет в нашей \"культурной столице\")?
На этот вопрос мне ответить сложно. Дело в том, что этот долгострой уникален для нашей области. Строительство этого здания длится уже 20 лет. Он задумывался для руководства им Юрия Петровича Киселева и тогда, как проект, был оправдан. За 20 лет много воды утекло, и чем и когда закончится этот долгострой предвидеть сложно. Киноконцертный зал - это хорошо, но у меня возникает вопрос:для чего были уничтожены почти все кинотеатры Саратова, неужели только для того, чтобы говорить, что нам нужен киноконцертный зал? Думаю, что судьбу здания ТЮЗа должно решить правительство нашей области, после взвешанных, тщательных проработок.
Психолог
Ваши \"подчиненные\" - артисты, музыканты - капризные люди? Как Вы с ними управляетесь? И, вообще, матом ругаетесь в общении с богемными?
У нас очень дружный коллектив. Мне с ними работать легко и приятно. Каждый день иду на работу как на праздник.
Пиарщик
У Вас есть своя кандидатура саратовского сити-менеджера?
100%-ной уверенности нет, но если посмотреть, как к этому вопросу подходят сейчас в городе - то оторопь берет. Слишком много политических игр. Городом надо заниматься немедленно, а не спекулировать на этом вопросе. Есть Павел Анатольевич Ворсунов, который прекрасно знает город и много лет над решением его проблем работает, мне кажется, это достойная кандидатура.
Матроскин
Пошто на Олегпалыча Табакова злитесь - мол приехал, \"наши\" бюджетные деньги промотал и уехал?! Он кто? Звездище! Человечище! Глыба! А вы?
Олега Павловича Табакова очень уважаю как большого артиста и талантливого организатора. Он для своих двух театров делает гениальные вещи - эа это честь ему и хвала. Я не Табакова имел в виду, а руководство нашей области и города.У нас в Саратове очень много достойнеших и талантливейших артистов, на которых необходимо обращать внимание и которых надо задерживать в Саратове, а не позволять им уезжать в другие города и веси. Надо их любить также, как руководство любит Олега Павловича. А я не артист - я администратор.
Бендер
Сколько Вам нужно денег для полного счастья? Имеется в виду, театру - в год?
Сейчас годовой бюджет театра составляет 56 млн руб. Эту сумма необходимо увеличить хотя бы в два раза. Мы уже счастливы, а тогда будем счастливы вдвойне.
Арина
Здравствуйте! Скажите, а какую музыку Вы слушаете в свободное от работы время, в машин там, например...
Музыку стараюсь слушать очень редко.А если слушаю, то хорошую. Мне по душе песни моей молодости, песни, посвященные Великой Отечественной Войне, русские народные песни. Хорошую классическую музыку я слушаю в театре. Так называемую попсу терпеть не могу и никогда на слушаю. Очень люблю бардовскую песню.
Любопытная
Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, какие премьеры наш ждут в следующем сезоне?
Мы планируем открыть следующий театральный сезон премьерой оперы Петра Ильича Чайковского "Евгений Онегин". Специально для нашего театра очень хороший санкт-петербургский композитор Сергей Баневич пишет музыкальный спектакль для детей "Остров сокровищ". Хотим осуществить и эту постановку. Но к следующему юбилейному 20-му Собиновскому фестивалю, мы планируем поставить новую оперу, которую только что закончил писать для нас екатеринбургский композитор Кобекин "Маргарита" по теме "Фауста" Гете. Сейчас художественный совет театра рассматривает и балетные названия, которые мы планируем выпустить в следующем сезоне.
Легар
По моему, постановочка \"Принцесса цирка\" - припаршивенькая. Провальная, практически! Конкретики желаете? Проошу! Пышности, конечно, через край - цирк, мишура и все такое. Но. Зачем Мистера Хэ поет тенор, а не баритон? Зачем большинство из певунов сценическому движению не обучены - не знают как встать, как сесть, куда руки деть?! И т.д.
Очень удивляет Ваш вопрос. Мне кажется, что "Принцесса цирка" поставлена в театре весьма достойно. Сейчас экспертный совет одного из российских фестивалей отсматривает наш спектакль на предмет приглашения на участие в фестивале. Во всяком случае, таких негативных отзывов, о которых сообщаете Вы, мне слышать на эту постановку не приходилось. Актерских составов в этом спектакле у нас несколько. Естественно, какие-то актерские работы могут быть более удачными, какие-то менее, что вполне закономерно. Все зависит от меры таланта артиста. Но даже если одна или две роли Вам показались неудачными в этом спектакле, в целом, негативно оценивать всю постановку нет резона.
Николай
Илья Федорович, здравствуйте! За последние года 2-3 я ни разу не был в нашей Опере, но раньше ходил часто. Насколько помню, тогда была проблема - нехватка (можно сказать, отсутствие) теноров. А как сейчас? Вообще, как обстоит дело с кадрами, много ли молодых да одаренных? Кого посоветуете сходить послушать? Спасибо заранее!
Николай, пока Вы не ходили в театр, через нашу труппу прошло 8 теноров и в большинстве хорошие. Хороших певцов сейчас в театре много. Послушать Вы можете и Лукашевича, и Соловьева, и Демидова, и Корчагина, и Назарова, и Верина, и Григорьева, и Костину, и Баранову, и Кочневу, и Соболеву, и Макарову, и Федосееву, и Марину и Александра Багмат, и Гранича и многих-многих других. Приходите в театр - не пожалеете.
Дмитрий
Не собираетесь ли заняться политикой? В прошлом, помнится, Вы народном депутатом были. Что Вы можете сказать о власти в Саратове?
Не собираюсь. У меня есть любимое дело и другого мне не надо. Вообще политиков в последнее время в нашей стране стало очень много. Хотелось бы, чтобы больше было настоящих работников. А власти в Саратове, я пока не вижу. Фамилий много - дела нет.
Другие онлайны
Опрос
Популярные онлайны
Деятели культуры
Бизнесмены
Политики
Чиновники
Архив онлайнов
Спикеры по алфавиту