Комментарии

Онлайн конференция

увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

14.03.2012

Начало в 12:00. Вопросы принимаются до 13:00

Онлайн-конференция директора Саратовского академического театра оперы и балета И.Ф. Кияненко

На Ваши вопросы отвечает:

Кияненко Илья Федорович (Фото) Кияненко
Илья Федорович
Кияненко Илья Федорович возглавляет один из старейших театров России - «Саратовский академический театр оперы и балета». В 1972 году окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской по специальностям: культработник высшей квалификации, режиссер театрального коллектива. В 1973-1982 гг. работал директором Саратовского областного Дома народного творчества, а затем директором областного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы. В 1992-1998 гг. работал сначала начальником управления культуры администрации Саратовской области, а затем первым министром культуры правительства Саратовской области. В 1982-1992 гг. и с 1998 г. по настоящее время - директор Саратовского академического театра оперы и балета.

За годы руководства театром были осуществлены более 50 постановок оперных и балетных спектаклей. И. Ф. Кияненко непосредственно участвовал в организации гастролей коллектива театра в городах: Киров, Иваново, Тула, Сочи, Краснодар, Омск, Томск, Пенза, Ульяновск, Тамбов, Мурманск, Архангельск, Кострома и многих других. Выступления проходили с большим успехом, о чем свидетельствуют многочисленные отклики в прессе.

В 1986 году Кияненко совместно с художественным руководителем театра Ю.Л. Кочневым стал инициатором организации и проведения Собиновского музыкального фестиваля, который является визитной карточкой театра и Саратовской области. По итогам 1999, 2001, 2002 и 2007 гг. российская национальная газета «Музыкальное обозрение» назвала Собиновский музыкальный фестиваль «Фестивалем года в России».

В 1998 году саратовский оперный стал лауреатом, а в 2001 году - победителем всероссийского конкурса «Окно в Россию», проводимого газетой «Культура», шесть раз номинировался на Национальную Театральную Премию и Фестиваль «Золотая Маска» со спектаклями «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостоковича (1998 г.), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (2000 г), «Риголетто» Дж. Верди (2001 г.), «Тоска» Д. Пуччини (2005 г.), «Маргарита» В. Кобекина (2008 г.), «Бандиты» Ж. Оффенбаха (2009 г.). За осуществление творческого проекта «Оперные театры России на Саратовской сцене» (сезоны 1999-2001, 2002-2003) театр получил Грант Президента Российской Федерации. В сезоне 2006-2007 театр продолжил практику проведения музыкальных акций, организовав «Парад дирижеров России на Саратовской сцене». В 2000 году театр удостоен Штандарта Губернатора Саратовской области, а в 2001 году занесен на областную Доску Почета.

В 2008 году Председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал Постановление о присуждении Саратовскому академическому театру оперы и балета Премии Правительства РФ имени Федора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства России».

В рейтинге «События и персоны 2009 года», проведенного Российской Национальной газетой «Музыкальное обозрение», И. Кияненко назван лучшим в номинации «Директор года».

Под руководством Кияненко И.Ф. театр большое внимание уделяет благотворительной деятельности. На каждый спектакль выделяются билеты по 50% от номинальной стоимости для инвалидов, участников ВОВ и пенсионеров. Не остаются без внимания дети-инвалиды, дети-сироты, из многодетных и малообеспеченных семей. Их приглашают на спектакли бесплатно. Кияненко является заслуженным работником культуры России, Действительным членом Петровской академии наук и искусства, Членом Союза театральных деятелей РФ, награжден Почетными грамотами министерства культуры СССР и РСФСР, Губернатора Саратовской области, серебряной медалью ВДНХ СССР (1981), медалью «XX лет Победы в ВОВ 1941-1945 гг.», нагрудным знаком «За достижения в культуре» (1999), медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени,медалью «Ветеран труда».

Предыдущую конференцию И.Ф. Кияненко на Sarbc можете посмотреть здесь.

Вопросы онлайн конференции

Буратино
Илья Федорович, как Вы относитесь к происходящему сейчас в нашем любимом ТЮЗе! Почему руководство получает огромные суммы а артисты десть тысяч?
В ТЮЗе происходит то же, что и во всех других театрах области, перешедших в статус государственного автономного учреждения. Закон об автономном учреждении предусматривает издание целого ряда подзаконных актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В нашем регионе этого сделано не было. Вот и получилась такая диспропорция. Между прочим, министерство культуры в течение полугода пыталось внести изменения по данному поводу. Но результат остался прежним. В нашем театре стартовый оклад заместителей директора определен в сумме 36-38 тыс. руб., а оклад ведущего мастера сцены остался прежним, на уровне 6 тыс. Стимулирующие доплаты руководителям театра устанавливает министерство культуры области. Вопрос этот необходимо адресовать министерству культуры. Именно оно, совместно с облправительством устанавливает такие правила.
театрал
Не собираетесь ли в ближайшем будущем возглавить саратовскую полицию? Ведь генерал-майор полиции возглавляет саратовскую культуру, почему нельзя наоборот? Что думаете по поводу такой ротации управленческих кадров?
Нет, не собираюсь. Мое мнение однозначно: руководить отраслью должны профессионалы, а не случайные люди. Мне могут возразить, что и профессионалы могут ошибаться. Да, могут. Но ошибка профессионала менее пагубна для отрасли, чем ошибка дилетанта. Беда в том, что нынешний руководитель любого ранга формирует команду управленцев из людей, преданных ему. А нужно назначать преданных ДЕЛУ, которому они служат.
Михаил
Добрый день! У Вас достаточно интересный театр. Талантливый в большинстве творческий коллектив,замечательный оркестр и дирижёр. Какие в ближайшее время нас ожидают новые работы театра? И будет ли дальнейшее сотрудничество с театральным институтом при Консерватории? По моему был достаточно неплохой эксперимент с "Сонетами Шекспира".
Театр еще в самом начале сезона на сборе труппы анонсировал свои планы. Это выпуск балета "Дон Кихот", оперы "Мадам Баттерфляй", Новогодний концерт, юбилейный творческий вечер Кочнева, 25-й Собиновский музыкальный фестиваль. Над решением этих творческих задач коллектив работает. С театральным институтом консерватории мы готовы сотрудничать и впредь. Наша сцена в будущем ждет от него оригинальных талантливых спектаклей.
ортист аркестра
Благодаря Вам театр оперы и балета выиграл творческий грант по 87 миллионов рублей в год на 3 года! Кто будет делить деньги и когда они придут в театр?
Я очень рад, что это произошло. Только 4 музыкальных театра России нефедерального подчинения удостоены такой чести! Сейчас готовится еще одно Постановление Правительства России, разрешающее передавать федеральные средства на региональный уровень. После его подписания средства пойдут в Саратов. Думаю, что это произойдет в апреле-мае 2012 г. Необходимо еще подождать. Министерство культуры России направило в театр Положение о порядке выплаты дополнительной государственной поддержки работникам театра. Положением определены основные критерии для определения размера Гранта, условия и порядок выплаты Гранта работникам. Коллектив театра с этим документом ознакомлен. Большая роль отводится Художественному Совету. В Положении сказано: "Грант выплачивается по итогам работы за месяц на основании решения Художественного Совета театра и издания директором театра соответствующего приказа".
Коллектив
Илья Федорович, здравствуйте! Скажите пожалуйста, почему мы последнее время много выезжаем в область и выступаем в сельских ДК? Танцевать на сценах ДК очень трудно, половое покрытие ужасное - трещины, заусенцы, выгибы. Звук и свет тоже ужасный! Либо надо прекратить выезжать с концертами в область, либо что-то делать с площадками? Кто отвечает за состояние сельских ДК?
Вопрос о сельских гастролях театра в нынешних условиях очень непростой. Дело в том, что выезд на гастроли является обязательным условием нашей деятельности, – так записано в госзадании министерства культуры области. Коллектив балета прав, площадки сельских ДК и клубов находятся в плачевном состоянии. Министерство культуры, выдавая нам госзадание, обязано соответствующие задания выдавать и руководителям отделов и управлений культуры районов, с тем, чтобы к нашему приезду сцены ДК были отремонтированы и подготовлены. Но этого не делается. За это надо спросить с министра. Я, со своей стороны, обязательно пошлю ему по данному вопросу докладную записку.
артист
Вам лично не стыдно, что вы и управленцы театра получали 150-200 тыс. в месяц, а артисты в среднем 12 тыс. Только не надо идиотских ссылок на законы и что вы действовали в соответствии со всеми указами и инструкциями.
Кто вам и вашим бухгалтерам мешал делиться с артистами из личных средств? Отдавать им часть из заработков за аренду театра и спонсорской помощи? Где же ваша принципиальность и нравственность?
Хороший вопрос. Мне искренне очень жаль, что актеры получают мало. Не я устанавливал такие оклады. Именно поэтому я в течение двух лет делал все возможное, чтобы коллектив театра получил Грант Правительства России. Если мою зарплату, которую я получал в размере 120 тыс. (названные вами цифры неоправданно завышены), разделить на 500 человек, работающих в театре, кардинально проблему повышения зарплаты артистов не решить. Конечно, можно вернуться к социализму и установить правила игры, которые были в то время: у всех почти одинаковая зарплата. И никто не был в обиде. Но теперь мы живем в рыночных отношениях, и возврата к советскому распределению окладов в ближайшем будущем не предвидится. Кто в этом виноват? Я не знаю. Знаю только то, что я, как директор, должен делать все, чтобы людям жилось лучше. На решение этой задачи постоянно направлены мои усилия.
Юрист
Правда ли, что Вы подали на министра культуры Саратовской области В.Н. Синюкова в суд, или это газетная утка?
Нет, это не утка. Мною в Волжский районный суд подан иск на Синюкова "О защите чести, достоинства и деловой репутации".
Саулеш
Илья Федорович, как Ваше здоровье? Верите ли Вы, что открытое письмо депутата областной Думы А. Россошанского губернатору П. ипатову способно повлиять на ситуацию в культуре в Саратовской области?
Состояние отрасли культуры в Саратовской области плачевно. Сокращается ежегодно сеть клубных учреждений, библиотек, материальная база разрушается, финансирование отрасли сокращается. Процессы принимают угрожающий характер. Министерство культуры, при этом, бездействует. Из ОБЛАСТНОГО оно, практически, превратилось в ОФИСНОЕ. И это не удивительно. Профессионалы министерства почти все из него вытеснены, а им на смену на работу приняты молодые девочки и мальчики, которые не имеют никакого понятия о специфике отрасли. Такое же непрофессиональное и руководство министерства. Культуру необходимо срочно спасать, чтобы нам не превратиться в Иванов – родства не помнящих. Открытое письмо Россошанского очень своевременно. Хотелось бы надеяться, что реакция на него последует положительная. Отрасль необходимо срочно спасать.
артисты
Почему артисты хора получают самую мизерную з/п в театре, ведь они заняты как в оперных так и в балетных спектаклях, а так же во всех репетициях, где состав солистов меняется, а артисты хора неизменны, соответственно нагрузка на хор увеличивается. Администрация театра имеет два выходных, а творческий коллектив, имеет один выходной, а з/п у артистов хора остается практически на уровне прожиточного минимума, в то время как администрация получает в десятки раз больше.
Я уже ответил, что оклады работникам театров всех категорий определены существующим Положением об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений культуры и искусства Саратовской области от 26 декабря 2008 г. N519-П. Позже Госдумой был принят закон об автономных учреждениях. Именно им утвержден новый порядок установления окладов для административно-управленческого персонала.Правительство области должно было в связи с этим пересмотреть положение в целом, однако не сделало этого, поэтому и получился такой разрыв. Решение этого вопроса полностью зависит от министерства культуры. Уверен, что полученный театром грант значительно смягчит эту несправедливость. Пятидневную рабочую неделю имеют работники, не связанные непосредственно с прокатом репертуара и обслуживанием зрителя. У всех остальных - шестидневная рабочая неделя. Таков закон, и такова практика работы всех театрально-зрелищных учреждений страны.
Виктор Сергеевич
Уважаемый Илья Федорович! Днями в телепрограмме "Вести. Саратов" показали сюжет о том, что разрушается здание библиотеки имени Пушкина. Недавно я был на опере Орестея в театре оперы и балета имени Чернышевского. Спасибо Вам за то, что у нас в Саратове можно увидеть такие произведения! Спектакль мне очень понравился! А ужасная трещина на втором ярусе фойе потрясла. Так мы потеряем скоро не только библиотеку имени Пушкина но и театр оперы и балета имени Чернышевского. Нужно срочно ремонтировать объекты культурного наследия! Работаете ли Вы над этим вопрососм?
Уважаемый Виктор Сергеевич! К большому сожалению, разрушается не только здание пушкинской библиотеки. В каком состоянии находится филармония, в каких ужасных условиях хранятся архивы наших музеев, в аварийном состоянии находятся сотни клубных и библиотечных зданий, детских школ искусств, полностью исчез в регионе многочисленный парк автоклубов и автобиблиотек. Из-за отсутствия денег райадминистрации просто ликвидируют все эти объекты, и проживающее там население остается без какого-либо культурного обслуживания. Такова действительность.
Что касается нашего театра, я озвучил эту проблему на заседании совета культуры при губернаторе Ипатове. Он обещал начать финансирование работ по спасению нашего здания, начиная с этого года. Пока могу только констатировать: в бюджет театра этого года деньги на ремонт не заложены. Снимать с повестки этот вопрос не собираюсь и буду добиваться его решения.
Светлана
Скажите пожалуйста, по вашему мнению нужен ли Саратову такой большой штат министерства культуры? Чем занимается министерство культуры? Министр как-то выступал по телевизору, сказал, что именно он инициировал постановку в академдраме Карла Маркса спектакля "Урод". Без министра культуры области "Урод" не обошелся бы?
Светлана, штат министерства в нынешнем виде никому не нужен. Чем они занимаются - вопрос. Целыми днями пишут какие-то справки, телефонограммы, письма, готовят проекты никудышных приказов, выдают по телефону руководящие указания и пр. В общем, занимаются чем угодно, только не конкретной работой. Раньше каждый сотрудник ведомства кроме основного направления своей деятельности приказом министра назначался куратором одного из сельских районов. Он постоянно выезжал на места, вникал в работу учреждений культуры, помогал заведующему отделом культуры советом и делом, ставил вопросы перед руководителями района и т.д. Короче говоря, для района этот куратор был своеобразным "мамой и папой". Такая работа помогала и ему самому вникать в специфику отрасли, находиться на переднем рубеже. Опять же, раньше минкульт организовывал и проводил в жизнь систему повышения квалификации кадров. Чего греха таить, многие завотделами культуры, так же как и наш министр, случайные люди в отрасли. Их необходимо учить, но этого не делают. Меня возмущает то, что люди, случайно попавшие в культуру, вдруг начинают проявлять большое рвение в руководстве искусством. Министр начинает формировать творческие труппы, указывает театрам, какой репертуар нужно брать в постановки, раздавать на дилетантском уровне ярлыки: "этот хорош", "тот плох" и пр. Последний случай его "активного руководства" меня вообще потряс: он заставил директора театра кукол принять на должность замдиректора по развитию уволенного по рекомендации комиссии облправительства своего первого зама Терешину .В театре есть главный режиссер, есть администрация. Каким развитием там будет заниматься ничего не смыслящая в искусстве Терешина, никому не ясно.
Артисты хора
В нашем театре часто выступают знаменитые звезды! Почему билеты на них не раздаются артистам хора бесплатно? Купить билет например на Таисию Повалий очень дорого! У нас нет таких денег, а очень хочется!
Концерт Таисии Повалий проводим не мы, а коммерческая организация. Я командовать ею не могу.
Азазель
Илья Федорович, судя по пресс-релизам министерства культуры Саратовской области и интервью министра культуры Владимира Синюкова в газетах, ваш конфликт с министром уже вышел за рамки профессиональных отношений, это личное! За что, по Вашему мнению, на Вас так взъелся министр? Сможете ли Вы выйдя с больничного работать дальше с этим человеком?
Отношение с моей стороны только профессиональное. А Синюков профессией не владеет, потому, наверное, и злится.
Игорь Верник
Поздравили ли Вы Юрия Леонидовича с 70-летием?
А Вы?
Дюймовочка
Почему когда Счетная палата опубликовала результаты проверки по ТЮЗУ, министр культуры Синюков выпустил пресс-релиз "Саратовский ТЮЗ им. Ю.П.Киселева – лидер развития театрального дела в области по итогам 2011 года", где написал что "всесторонне поддерживает ТЮЗ". Где реакция министерства на обнародованные факты по поводу наличия в ТЮЗЕ вакансий в количестве 125 штатных единиц (34% штатной численности), на оплату труда которых министр культуры Саратовской области Владимир Синюков регулярно выделял театру бюджетные средства, которые театр свободно присваивал себе в качестве дополнительного заработка, а директору ТЮЗА регулярно платилась премия "за отсутствие вакансий". Счетная палата пишет, что у нас в ТЮЗе пожарная охрана в размере 32 человек. Это почти батальон. Не хватает 5 машин и 10 гидрантов. Сколько пожарников в оперном?
Министру культуры Синюкову сейчас необходимо доказать всем, что в культуре есть только один плохой человек - я. Естественно, что на моем фоне все остальные должны быть хорошими. Пожарно-сторожевая служба в нашем театре состоит из 16 ед.: 4 смены по 4 чел. Каждая смена сутки дежурит, трое суток отдыхает. Почему в ТЮЗе 32 чел. в этой же службе я не знаю. Но если это рассчитано на 2 здания, то это нормально. А точнее на эти вопросы, я думаю, ответит Райков.
Алексей
Может ли милиционер стать министром культуры? Как Вы считаете это нормально?
Юридически он им стал. А практически не может.
солист
Илья Федорович, здравствуйте! На встрече В.В. Володина с артистами театров Вячеслав Викторович говорил, что в одном из общежитий саратовского государственного университета появится этаж для молодых артистов саратовских театров. Не известно ли Вам судьба этого этажа! Вопрос с жилплощадью для молодых солистов, для молодых семей актеров стоит очень остро! Будет ли строиться в Саратове Дом артистов, как строиться вроде бы дом учителей и врачей?
Вопрос действительно очень злободневный, и решать его нужно незамедлительно.К сожалению, о здании общежития мне ничего не известно. А о том, что нужен специально выстроенный дом для работников театра мы говорили практически на каждом заседании Совета по культуре при губернаторе. Отрицательных ответов не получали, но и положительных тоже. Но, повторюсь, решать этот вопрос нужно незамедлительно.
злые
Илья Федорович, теперь весь Саратов и наверно половина России знает размер вашей зарплаты, зарплаты главного бухгалтераи начальника отдела кадров. А сколько получает художественный руководитель. Почему об этом так никто и не написал?
Скажу Вам честно, зарплата художественного руководителя выше, чем зарплата директора. В принципе, так было всегда: и при советской власти творческие руководители ценились выше административных. Размер его зарплаты определяет минкульт.
Алексей
Илья Федорович, а какова Ваша зарплата в рублях чистыми на руки?
Я точно не помню. Знаю только, что претензий ко мне о неуплате подоходного и других налогов нет, они удерживались своевременно. Кстати, какая у меня будет зарплата в дальнейшем, я не знаю. После выхода "с больничного" мне будет предложено ознакомиться с новым порядком оплаты труда. В принципе, опубликовать свою новую зарплату я могу, я только не могу понять, почему свет клином сошелся именно на моем окладе. Я уже давно предлагаю, определите зарплату категорий работников, чтобы все знали, что министры получают столько, депутаты - столько и пр., как это было в советские времена. Но к этим временам, я думаю, мы уже никогда не вернемся.
евгений
Илья Федорович, каково, на Ваш взгляд, будущее Собиновского фестиваля? Можно ли надеяться на его продолжение? все-таки единственный в нашей области стоящий и популярный культурный форум)
Любой фестиваль будет развиваться так, как хотят его руководители. Пока мы старались в каждый фестиваль вносить что-то новое, чтобы это было интересно зрителю и в художественном, и в познавательном плане. И на будущее задача перед нами (или перед теми, кто нас заменит) будет стоять именно такая: творчески подходить к формированию программы и состава приглашенных участников фестиваля.

Другие онлайны

Вернуться на главную

Опрос

Кому из общественных деятелей, политиков, чиновников, бизнесменов Саратова и Саратовской области Вы хотели бы задать вопрос на онлайн?

Популярные онлайны

Деятели культуры
Бизнесмены
Политики
Чиновники
Спикеры по алфавиту
Нашли ошибку