Комментарии
Онлайн конференция
увеличить шрифт
- A
- +A
- +A
19.11.2013
Начало в 12:00. Вопросы принимаются до 11:00
Он-лайн конференция Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина
На Ваши вопросы отвечает:
МитрополитЛонгин
Родился 31 июля 1961 г. в г. Сухуми Абхазской АССР.
В 1977-1982 гг. учился на вечернем отделении филологического факультета Абхазского государственного университета; работал экскурсоводом, преподавателем русского языка и литературы в средней школе.
В 1983-1985 гг. служил в рядах Советской Армии. После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию и был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. 21 июля 1986 г. пострижен в монашество, 7 июня 1988 г. рукоположен во иеромонаха.
В 1988 г. окончил Московскую духовную семинарию и был направлен на учебу в Софийскую духовную академию (в 1990 г. ей был возвращен статус богословского факультета Софийского государственного университета). В период обучения в Болгарии служил священником в русском храме во имя святителя Николая в Софии.
В 1992 г., завершив учебу, вернулся в Троице-Сергиеву лавру, исполнял послушание помощника эконома. 15 декабря 1992 г. был назначен настоятелем Московского подворья Троице-Сергиевой лавры.
19 августа 2003 г. в храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Саратовского и Вольского.
6 октября 2011 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен главой новообразованной Саратовской митрополии.
8 октября 2011 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры возведен в сан митрополита.
Является ректором Саратовской православной духовной семинарии - высшего религиозного учебного заведения; председателем редакционного совета журнала «Православие и современность».
Вопросы онлайн конференции
Екатерина
Какой грех самый тяжелый, как Вам кажется?
Я не считаю, что грехи можно взвешивать, равно так же, как и добродетели. Есть целый ряд грехов, которые, при условии, что человек в них закосневает, не исправляется и даже не пытается с ними бороться, ведут к смерти души. В христианской традиции они и называются смертными грехами: блуд, гордость, сребролюбие, гнев, и тому подобное.
Анна
Уважаемый владыка! Я сама пришла к вере недавно, у меня почти взрослая (18 лет) дочь. Я столкнулась с тем, что практически не могу объяснить ей, почему нужно сохранять себя до свадьбы, что такое целомудрие и почему оно нужно, почему недопустим «гражданский брак». Она мне говорит, что сегодня ВСЕ так живут, и что плохого, если люди любят друг друга, и что надо встать на ноги и проверить себя. И относительно того, что сегодня ВСЕ так живут – она права: все наши родственники и знакомые видят в «гражданском браке» норму. Боюсь, что совсем скоро она представит мне своего «друга», с которым они «решили жить вместе». Что тогда делать?
Уважаемая Анна! К сожалению, то, о чем вы пишете, действительно большая проблема для очень многих верующих людей. Особенно для тех, кто, как и вы, пришел к вере уже в сознательном возрасте, и воспитывая детей, в свое время просто не задумывался о таких вещах. Что здесь можно сделать? Конечно, нужно молиться о своем ребенке, нужно изо всех сил пытаться объяснить ему, максимально искренне и максимально доступно, губительность такого «опыта» добрачной жизни. Если это не помогает, если этот недолжный путь приведет вашу дочь к каким-то проблемам, трагедиям, а очень часто это именно так и бывает, ― надо просто быть готовым смиренно принять ее, не укоряя, и помочь ей нести тот крест, который впоследствии она примет за эти свои действия.
Как правило, результатом вольности в межличностных отношениях является то, что люди не способны к созданию настоящей семьи. Отсюда вторые, третьи, четвертые, и так далее браки, дети без отцов и другие проблемы. И эти проблемы, к сожалению, накапливаются из поколения в поколение и, конечно, ничего доброго от этого быть не может.
Как правило, результатом вольности в межличностных отношениях является то, что люди не способны к созданию настоящей семьи. Отсюда вторые, третьи, четвертые, и так далее браки, дети без отцов и другие проблемы. И эти проблемы, к сожалению, накапливаются из поколения в поколение и, конечно, ничего доброго от этого быть не может.
Тамара
Владыка! Можно ли читать христианину книги других религий, например, Коран? А сектантскую литературу? Особенно, когда очень любопытно и интересно.. Может ли чтение таких книг каким-то образом повлиять на человека и его духовное здоровье?
Уважаемая Тамара! С точки зрения познавательной или учебно-научной — можно, и даже нужно. Если просто из любопытства, то, наверное, Коран можно прочитать, а вот сектантскую литературу я не советовал бы, особенно если вы не ощущаете в себе внутренней устойчивости. В качестве душеполезного занятия я бы это не посоветовал.
Наталья
Почему люди, заставшие годы советской власти, сейчас так настойчиво идеализируют то время? И даже хотят его возвращения, пугая нас, молодое поколение: мол, порядку было больше… Появилась даже такая вещь как «православный сталинизм». Как вы к этому относитесь?
К «православному сталинизму» отношусь как к оксюморону, то есть как к сочетанию несочетаемого. Но понять людей старшего поколения, которые идеализируют советское время, особенно на его излете (1970-1980-е годы), могу. Эти люди выросли в таком государстве, которое хотя и не давало людям свободы, но в какой-то мере брало на себя часть их забот, проблем, которое обеспечивало некий приемлемый уровень существования, пусть очень скромный. Тем более, что наше «вхождение в рынок» оказалось совершенно чудовищным по своему характеру. Через огромное количество людей просто перешагнули как через какую-то лишнюю, досадную помеху. Как говорил один из «архитекторов перестройки» Егор Гайдар, «ничего страшного нет в том, что часть пенсионеров вымрет, зато общество станет мобильным». Поэтому понятно, что сегодняшнюю ностальгию по Советскому Союзу вызвало то безжалостное, бесчеловечное отношение к людям, которое проявилось в 1990-е годы. Понять это можно, но, конечно же, оправдать нельзя. Действительной альтернативой тому, что происходило в 1990-е годы, а порой происходит и сейчас, советскую власть считать нельзя.
Оксана
Я сама начала ходить в храм лет 6 назад, а моя пожилая мама никогда не ходила и не ходит, хотя крещенная, не отвергает Бога. Но говорит, что не умеет молиться, в храме стоять слишком долго, правило перед причастием читать непосильно. Много времени проводит перед телевизором, для нее это отдых. Как мне ей помочь?
К сожалению, здесь не очень много возможностей помочь. Надо молиться о маме и пытаться привнести хоть какой-то элемент церковности в ее жизнь. Может быть, вместе с ней почитать какое-то молитвенное правило, совсем краткое, хотя бы на 5–7 минут. Может быть, на большой праздник привести ее в церковь, на часть службы. Ищите, любящее сердце может само найти пути. Но ни в коем случае не пытайтесь силой заставить ее воспринять церковную жизнь в той мере, в которой восприняли ее вы сами.
Ольга
Нужно ли рассказывать о своей вере, о Церкви, церковных праздниках всем тем, кто меня окружает: дома, на учебе, на работе, если они ничего не спрашивают? Не будут ли мои рассказы о вере носить какой-то принудительный характер?
Уважаемая Ольга, конечно, не надо рассказывать о вере и Церкви, если ничего не спрашивают. Если же вы видите, что во время общения можно рассказать, скажем, о каком-то сегодняшнем церковном праздновании, то почему бы этого не сделать? Но если вы видите, что люди не воспринимают, то навязывать им такую тему для разговора не стоит.
Георгий Полтавченко
Я являюсь прихожанином храма Всех Святых в Заводском районе. С уходом прежнего настоятеля у нас многое изменилось. Если раньше каждые выходные на службах был целый детский сад, то теперь малышей можно "по пальцам пересчитать". В воскресной школе детей тоже "не густо". Вместе с детьми ушли и родители. На службе народу все меньше. Конечно, все течет, все изменяется, и Вам, как мудрому руководителю, лучше видно, где и какому священнику лучше служить. Но меня интересует вопрос: отец Геннадий может вернуться к служению в храм Всех Святых, или решения о переводе принимаются раз и навсегда?
Кадровые вопросы являются прерогативой правящего архиерея, и он принимает решения, исходя из объективных потребностей церковной жизни. Что касается воскресной школы, то на этот вопрос несколько ниже дан исчерпывающий ответ одним из преподавателей этой школы.
Михаил
Владыка, как Вы относитесь к тому, что многие архииереи РПЦ ведут роскошный образ жизни, ездят на иномарках стоимостью в миллионы рублей, едят черную икру в качестве "постной еды" и т.д.? Ведь они же являются монахами, принявшими обет нестяжательства.
Уважаемый Михаил, я знаю достаточно много архиереев Русской и других Православных Церквей. Никто из моих знакомых роскошного образа жизни не ведет и не питаются черной икрой в качестве постной еды. Что касается иномарок, которые действительно стоят порой больше миллиона рублей, для архиерея она не роскошь, а средство передвижения. Дело в том, что в присяге во время рукоположения каждый архиерей дает обещание регулярно посещать все приходы своей епархии. Сделать это без хорошего автомобиля, не нуждающегося в еженедельном ремонте, очень сложно. Поэтому наличие иномарки, может быть и не одной, в епархиальном гараже, не роскошь, а необходимость.
Татьяна
Как быть, если хочешь верить, но не можешь?
Я думаю, что, прежде всего, нужно познакомиться с тем, что является предметом веры. Нужно читать Евангелие, Новый Завет, познакомиться с таким явлением, как Церковь, в ее историческом развитии, читать жития святых, то есть тех, кто наиболее полно в своей жизни воплотил евангельские идеалы. Тогда сердце человека в некотором смысле настроится на восприятие всего, что связано с верой. Ну и, конечно же, ― как мы поступаем, если хотим встретиться с кем-то, но не можем этого сделать? Надо обратиться к нему, звать его, чтобы он вышел навстречу. Так и с Богом. Надо учиться молиться Богу, и если сердце человека искренне настроено на то, чтобы вступить с Богом в общение, то Господь откликается, и сердце человека получает удостоверение в этом.
Мария
Владыка, а в чем смысл жизни? Никто мне ответить на этот вопрос не может, все предлагают «просто жить – и все». Но что значит – просто жить? Зачем? Ради сомнительного «счастья» размножения, беспросветного труда за крохотные деньги, а потом ради собачьей смерти? Ради чего жить, если нет никаких перспектив, если знаешь, что помощи ждать неоткуда, что государству и окружающим на тебя наплевать?
Я вам отвечу примерно такими же словами: надо просто жить и все. Господь привел человека в мир для того, чтобы он в своей жизни выполнил какой-то Божий замысел о нем. Каждый человек имеет возможность реализовать себя. Другое дело, что очень многие эту возможность не используют. Даже когда перед ними открываются какие-то пути, они предпочитают остаться в стороне, постоять на месте, полежать на диване, и отсюда обычно возникает чувство бесполезности, бессмысленности жизни. Знаете, даже если у вас нет каких-то больших возможностей, или не очень ладится семейная жизнь, все равно остается огромное поле деятельности. Вам тяжело? — Помогите кому-то. Вашим близким, тем, кто рядом с вами. Помогите, поддержите. Нет денег? Поддержите их добрым словом, хорошим отношением. Просто научитесь слушать людей, которым еще хуже, чем вам. И это уже будет очень большим делом. Это сделает вашу жизнь гораздо более осмысленной, чем сейчас. И еще надо осмотреться и понять: а, может быть, есть что-то, что Господь мне предлагает, куда-то меня направляет, зовет, а я просто не слышу этого.
Трудно по интернету отвечать на абстрактные вопросы. В таких случаях, мне кажется, надо найти священника, который смог бы с вами беседовать и начинать как-то распутывать то, что запуталось в жизни, хотя бы начиная с малого. Глядишь, через какое-то время с помощью Божией и при определенных усилиях что-то изменится.
Трудно по интернету отвечать на абстрактные вопросы. В таких случаях, мне кажется, надо найти священника, который смог бы с вами беседовать и начинать как-то распутывать то, что запуталось в жизни, хотя бы начиная с малого. Глядишь, через какое-то время с помощью Божией и при определенных усилиях что-то изменится.
Маруся
Скажите, как вы относитесь к последним одиозным законам Государственной Думы, принятым за минувший год: об оскорблении чувств верующих, о пропаганде гомосексуализма? В принципе, доля здравого смысла в них есть, но только — доля. Все остальное вызывает множество вопросов…
Я не знаю, почему вы называете эти законы одиозными. Наоборот, я считаю, что здравого смысла в них не просто доля, а гораздо больше. Наверное, как и любое творение человеческих рук, эти законы не стопроцентно совершенны. Но, в принципе, я считаю, что и защита чувств верующих — дело нормальное, если не доводить дело до абсурда, и в запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, я, право, не вижу ничего одиозного. Причем в данном случае мне кажется, что пропаганда среди несовершеннолетних и гомосексуализма, и просто ранних беспорядочных половых связей одинаково безумна и вредна.
Матвей
Владыка, Вы уже неоднократно высказывались по поводу перспективы восстановления кафедрального Александро-Невского собора на месте стадиона «Динамо». Если я Вас правильно понял, Вы считаете это предприятие на сей день нереальным, непосильным для митрополии и города. Может быть, и так; но где-то под Восточной трибуной стадиона лежат честные останки епископов Авраамия и Евфимия. Почему не поднять их, не организовать перезахоронение? Что здесь нереального? Организовано же перезахоронение игумении Антонии (Заборской). Матвей
К сожалению, я еще раз могу сказать, что на сегодняшний день все наши хлопоты и усилия по восстановлению собора Александра Невского остаются безрезультатными. Это связано со многими причинами. Основная — это отсутствие поддержки во властных структурах. Что касается честных останков епископов Авраамия и Евфимия, дело в том, что они находятся, как вы правильно сказали, предположительно под восточной трибуной стадиона. Для того, чтобы начать их искать, нужно разобрать эти восточные трибуны и раскопать значительную часть стадиона, потому что мы не знаем точно, где находятся захоронения. Это потребует закрытия стадиона на определенное время, и на это его нынешние хозяева идти категорически отказываются. Захоронение игумении Антонии было на Воскресенском кладбище, ее могила была известна, поэтому перенесение ее останков совершилось без проблем.
Олег
Добрый день. Будьте добры, скажите. Если священник проявляет грубость в отношении прихожан, как стоит реагировать. Становится так неудобно
Лучше всего сообщить в епархию имя этого священника, если оно вам известно, или хотя бы храм, в котором это произошло.
Игорь
Здравствуйте! а как можно поступить в духовную семинарию?
Уважаемый Игорь, на сайте Саратовской православной духовной семинарии есть раздел "Абитуриентам" (http://www.sarpds.ru/).
Ирина Львовна
Доброго дня, Владыка! мой сын отказывается идти в церковь, я понимаю, что не могу настаивать. Это его личное дело...а ведь бывают такие ситуации, что человек не может что-то внутри себя превозмочь..как же помочь в таких случаях человеку?
В таком случае о вашем сыне надо постараться молиться и, может быть, не настаивать, а напоминать время от времени о том, что можно придти в храм.
Георгий
Владыка! Много ли православных прихожан среди чиновников саратовского правительства, муниципалитета, депутатов, судей, правоохранителей, активистов политической оппозиции?
Процент православных воцерковленных людей примерно одинаков во всех социальных группах.
Марина
Ваше Высокопреосвященство! Если священник ведет себя недостойно, что делать прихожанам? Большинство людей, наверное, воспитано так, что не будут «катать телегу» в епархию. Но кто-то осуждает, и все переживают, что такой батюшка наносит урон Церкви. Еще беда в том, что он один в поселке, больше пойти исповедоваться, причащаться некуда. Как Вам сообщают о таких случаях и как Вы принимаете решение? Спасибо. Марина
Уважаемая Марина! К сожалению, такое случается. Священники — люди разные. И они, бывает, совершают какие-то ошибки, ведут себя недостойно. Порой приходится принимать в связи с этим достаточно серьезные меры. Действительно, как вы пишете, многие люди воспитаны так, что не будут «катать телегу» ― и очень жаль. Такая «тюремная психология» сохраняется у очень многих, пожаловаться даже на какой-то действительно сществующий недостаток считается для людей порядочных чем-то невозможным. И поэтому даже если рядом будет священник, который вместо того, чтобы проповедовать слово Божие, будет хулить его перед всем миром, такие люди никому ничего не сообщат. А с другой стороны, наоборот, кто-то начнет писать анонимные письма тогда, когда священник, наоборот, ни в чем не виноват, когда его поведение может вызвать только одобрение, потому что он, скажем, не соглашается узаконить беззаконие. Если бы вы представляли, как часто я получаю по интернету такого рода письма — неподписанные, иногда и без указания имени священника. Я всегда таким авторам отвечаю: «Сообщите, что это за священник, что за храм, и кто вы». В 99 % случаев ответа я не получаю. Если же я получаю обоснованную жалобу, в которой приводятся конкретные факты, называется имя этого священника, то есть содержится информация, которую можно проверить, то мы обязательно эту информацию проверяем, опрашиваем самого священнослужителя, свидетелей той ситуации, которая там описывается. И если эти данные подтверждаются, то принимаются соответствующие меры, вплоть до запрещения в священнослужении или извержения из сана. Такие случаи в нашей епархии есть, и я не сомневаюсь в том, что о некоторых из них вы слышали.
Ксения
Уважаемый Владыка! Нецерковные люди часто задают вопрос, на который я не могу ответить, поскольку меня он тоже смущает. Из Евангелия следует, что нужно прощать всех людей без исключения. Но разве можно простить Ленина, Сталина и их приспешников (например, Ежова, Берию и прочих)? Ведь все они были даже крещеными, то есть формально нашими «ближними». А Гитлера и других нацистов? (Ведь и они – люди, хотя и не христиане). Но если прощать такое грандиозное зло, то как же тогда понимать историческую правду? А если существует какая-то граница, за которой уже не действует общий «принцип всепрощения», то где она проходит? Например, простить Сталина – нельзя, а отдельного следователя-садиста или начальника концлагеря – можно и нужно? (Я имею в виду не чьи-то личные обиды, но самый принцип, когда речь идет о «преступлениях против человечности»). Помогите мне, пожалуйста, в этом разобраться. Ксения.
Ваш вопрос немного абстрактный. Действительно, в Евангелии говорится о том, что мы, христиане, должны всех прощать. Но никто не призывается при этом к тому, чтобы простить Ленина, Сталина или царя Навуходоносора, или кого-то еще. Говорится о прощении личных обидчиков, тех, кто обидел лично тебя. А что касается таких вот великих злодеев — их судит Бог, и они уже получили по заслугам, а те, кто живет сегодня, получат потом, после своей смерти.
Наталья и Илья
Уважаемый Владыка! У меня есть большая обида насчет власти, что она не
такая, какой должна быть на самом деле: неправильная, плохая, коррупционная
и т.д. и т.п. Читая различные новости о нашей власти, мне на ум приходят
только отрицательные эпитеты. Как должен относиться к власти православный христианин?
Наталья.
Почему мне всегда не хватает денег, хотя и постоянно работаешь? Ты же сейчас
живёшь на эти деньги и думаешь о том, что потом не будет смысла жизни, когда
закончатся проблемы. Гнался за деньгами, за благами, а жизнь уже прошла...
Илья
такая, какой должна быть на самом деле: неправильная, плохая, коррупционная
и т.д. и т.п. Читая различные новости о нашей власти, мне на ум приходят
только отрицательные эпитеты. Как должен относиться к власти православный христианин?
Наталья.
Почему мне всегда не хватает денег, хотя и постоянно работаешь? Ты же сейчас
живёшь на эти деньги и думаешь о том, что потом не будет смысла жизни, когда
закончатся проблемы. Гнался за деньгами, за благами, а жизнь уже прошла...
Илья
1) Уважаемая Наталья! Христианин должен молиться обо всех, даже о своих врагах, тем более, о тех людях, которые ему по той или иной причине не нравятся. Можно много говорить о сегодняшней власти, но всегда нужно держать в уме одну старую истину о том, что каждый народ имеет ту власть, которой он достоин. Главное ― стараться самому жить по совести, и сделать все, от тебя зависящее, для того, чтобы помочь жить по совести тем людям, которые нас окружают.
2) Уважаемый Илья, мне трудно отвечать на Ваш вопрос, я не знаю, о каких деньгах Вы говорите. Может быть, Вы действительно достаточно стеснены в своих жизненных обстоятельствах. Но на самом деле Вы встали теперь перед той проблемой, о которой Церковь говорит всегда, но от которой очень многие люди отмахиваются. Порой даже люди церковные как-то всерьез ее не воспринимают. Слишком большое внимание мы уделяем материальной стороне жизни. Дело в том, что человеческая жизнь очень коротка, и в ней обязательно должны быть приоритеты. Если у человека есть осознание краткости своей жизни и правильно выстроенные приоритеты (а это зависит от многого: от воспитания, от тех ценностных ориентиров, которые в человека заложены в юности), то даже при очень скромных возможностях, стеснительных материальных условиях человек все-таки сможет так выстроить свою жизнь, что ему не будет потом «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Именно об этом Церковь всегда говорит, когда призывает людей остановиться в своем повседневном беге, оглядеться вокруг себя, посмотреть: а все-таки правильно ли я бегу, действительно ли за тем, за чем я бегу, нужно бежать. Я понимаю, что говорю Вам общие слова. Для того, чтобы все-таки более определенно говорить о таких вещах, надо общаться лично. И я Вам, как и многим другим людям, советую: идите в Церковь, ищите священника, который смог бы выслушать Вас, помочь, подсказать, ответить на Ваши вопросы.
2) Уважаемый Илья, мне трудно отвечать на Ваш вопрос, я не знаю, о каких деньгах Вы говорите. Может быть, Вы действительно достаточно стеснены в своих жизненных обстоятельствах. Но на самом деле Вы встали теперь перед той проблемой, о которой Церковь говорит всегда, но от которой очень многие люди отмахиваются. Порой даже люди церковные как-то всерьез ее не воспринимают. Слишком большое внимание мы уделяем материальной стороне жизни. Дело в том, что человеческая жизнь очень коротка, и в ней обязательно должны быть приоритеты. Если у человека есть осознание краткости своей жизни и правильно выстроенные приоритеты (а это зависит от многого: от воспитания, от тех ценностных ориентиров, которые в человека заложены в юности), то даже при очень скромных возможностях, стеснительных материальных условиях человек все-таки сможет так выстроить свою жизнь, что ему не будет потом «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Именно об этом Церковь всегда говорит, когда призывает людей остановиться в своем повседневном беге, оглядеться вокруг себя, посмотреть: а все-таки правильно ли я бегу, действительно ли за тем, за чем я бегу, нужно бежать. Я понимаю, что говорю Вам общие слова. Для того, чтобы все-таки более определенно говорить о таких вещах, надо общаться лично. И я Вам, как и многим другим людям, советую: идите в Церковь, ищите священника, который смог бы выслушать Вас, помочь, подсказать, ответить на Ваши вопросы.
Владимир
Достаточно ли Саратову того количества храмов, которое есть сегодня? Или же все-таки нет? Если нет, то сколько при нынешнем количестве жителей должно быть в идеале?
В Саратове сегодня больше храмов, чем лет десять назад (сейчас их 39), но пока еще меньше, чем их было до революции (45). При том, что Саратов тогда, как вы сами знаете, был гораздо меньше: в нем проживало всего около 200 000 человек. Сегодня – примерно 840 000 чел. Вот и давайте сделаем нехитрые арифметические упражнения – найдем соотношение количества храмов к количеству жителей. Достичь дореволюционного соотношения - из разряда очень далеких перспектив, а сегодня я считаю, что нормально иметь 1 храм на 10 000 человек. Поэтому, если из общего числа жителей Саратова вычесть примерно 10% мусульманского населения, то, я думаю, что 70–75 храмов для нашего города было бы вполне достаточно.
Арина
Прошлым летом я ездила в паломническую поездку в Финляндию, в Новый Валаам. Руководительница группы весьма настойчиво предлагала нам исповедаться и причаститься за Божественной Литургией в этом монастыре. Я не стала этого делать, потому что у меня есть постоянный духовник, и я стараюсь исповедоваться только у него. Но другие причащались. А ведь финская церковь - новостильная, и Пасха у них не тогда, когда сходит Благодатный огонь...Нужно ли русским православным причащаться в Финляндии? если нет, почему паломнические службы столь настойчиво это предлагают?
Я не уверен, что во время паломничества нужно в обязательном порядке подходить к исповеди и причастию. Что касается вопросов стиля, то хотя Финская церковь новостильная, мы находимся в евхаристическом общении.
Александр
В саратовском журнале «Общественное мнение» выходит серия статей Александра Крутова «Саратовская пархия. Люди. Годы. Грехи». Признайтесь честно, что там правда, а что – нет? Александр
Вы знаете, очень неблагодарное дело комментировать этот поток сознания, который изливается уже почти полтора года. Дело в том, что Александр Крутов — это человек, который живет в своем собственном придуманном мире. В этом мире своя «система ценностей», и в ней Церковь и все, что с ней связано, — ее возрождение, развитие, восстановление исторической справедливости, реставрация и строительство храмов, преподавание «Основ православной культуры» и прочее — это все преступления. И вот с этими, как он считает, «преступлениями» Крутов самозабвенно борется. Использует при этом всякие сплетни, слухи, прямую ложь, передергивания. Разбираться в этом - дело совершенно неблагодарное, а главное - бесполезное.
Антон
Сейчас все чаще всплывают громкие скандалы, связанные с именами священнослужителей РПЦ. Возьмите хотя бы Глеба Грозовского, подозреваемого в педофилии. Не кажется ли вам, что доверие к церкви, священникам постепенно падает? Как церковь относится к таким запятнавшим себя "сотрудникам"?
Что касается священника Глеба Грозовского, пока он является только подозреваемым, я не считаю себя вправе обсуждать эту тему, тем более так, как это сегодня делается в интернете. По поводу грехов и недостатков церковных людей и священнослужителей мы знаем, что они существуют. В свое время святитель Иоанн Златоуст сказал: "Если бы мы были настоящими христианами, то в мире не осталось бы ни одного язычника или иудея". На протяжение всей своей истории церковь страдает больше всего не от внешних врагов, а от грехов своих собственных членов, и борется с этими грехами.
Аркадия
Сколько в Саратовской области учебных заведений с православной спецификой? Знаю, что в Саратове есть православная гимназия. А как обстоят дела в районах? Такие учебные заведения дают полный комплекс знаний, как вы полагаете? Не получится ли так, что выпускница такой гимназии выйдет с хорошим знанием библии но с плохим - математики и истории?
Еще одна православная гимназия есть в Хвалынске. Эти учебные заведения аккредитованы государством и выполняют государственный образовательный стандарт. В них преподаются те же самые предметы, что и в обычных школах, такими же точно учителями. Мы очень надеемся, что выпускники этих гимназий выйдут с хорошим знанием всех преподаваемых дисциплин, включая знакомство со Священным Писанием.
Технарь
Говорят, что здание техникума СГТУ на Горького-Советской будет передано РПЦ. Так ли это?
Первый раз слышу. Поскольку это здание никогда не принадлежало Саратовской епархии, никаких усилий в этом направлении мы не предпринимаем.
Гагауз
Вы родились в Абхазии. Как вы относитесь к тому, что эта республика сейчас стала независимой? Получается, с калашом в руках и с поддержкой Большого брата, коим, в данном случае была Россия, можно проливать кровь и самовольно выходить из состава государства?
Вообще то я согласен со словами, что "распад Советского Союза (исторической России) является главной геополитической катастрофой 20 века". Дело в том, что после распада целого отколовшиеся части также начинают распадаться. Это естественный процесс, и, к сожалению, он еще не остановился.
Справедливый
Как Вы считаете, надо было сажать в тюрьму девиц, устроивших пляски в Храме Христа Спасителя в Москве? Или стоило бы их наказать обязательными общественными работами? Это я насчет милосердия, прощения и т.п.
Я могу лишь повторить то, что много раз было сказано по этому поводу. Русская Православная Церковь не сажала никого в тюрьму. Это решение суда.
Спортсмен
Вы по-прежнему считаете, что стадион "Динамо" надо снести и восстановить на его месте храм, который стоял там раньше?
Да, я считаю, что собор Александра Невского нужно восстановить. При этом сначала построив замену существующему стадиону.
Ветеран
Здравствуйте! РПЦ была передана часть саратовского химучилища. Но сейчас по большей части на этой земле - запустение. Сейчас - это рассадник маргиналов и приют для наркоманов, больно смотреть на него... Что планируется на этой земле? Вы сможете привести ее в порядок?
Русской Православной Церкви возвращена территория Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. В советские годы в нем располагалось Саратовское химучилище. На возвращенной территории восстановлена монастырская жизнь и проводятся ремонтно-восстановительные работы. Та часть территории химучилища, которая осталась в ведении Министерства обороны, действительно полностью разорена, здания разморожены и разграблены. Я думаю, что чем быстрее Министерство обороны определится с будущими собственниками территории, тем лучше. Пока она практически бесхозная. До сих пор все, что передавалось Церкви, приводилось и приводится в порядок. Не сразу, но исходя из тех скромных возможностей, которые у нас имеются.
Михаил
Добрый день, уважаемый Владыка!Сейчас во многих странах мира притесняют православных священников, громят церкви, убивают тех, кто исповедует православие. Если бы такая ситуация была в России, чтобы делала наша церковь.
и еще вопрос: как вы смотрите на вероятность того, что ислам вытеснит православие в РФ?
и еще вопрос: как вы смотрите на вероятность того, что ислам вытеснит православие в РФ?
Добрый день, Михаил. Действительно, во многих странах мира, особенно на Ближнем Востоке сегодня не просто притесняют, а уничтожают последние оставшиеся очаги христианства. Русская Православная Церковь прилагает максимум усилий, чтобы воздействовать на мировое общественное мнение, которое проявляет удивительное безразличие к этой проблеме.
В России подобная ситуация, если вы помните, была в 20 столетии, и наша Церковь, как могла, боролась с этим, стараясь сохранить веру в нашем народе.
Вероятность того, что ислам вытеснит православие, существует, если наш народ продолжит жить так, как он живет сейчас, пренебрегая заповедями Божьими. Покойный Сербский патриарх Павел однажды сказал, отвечая на вопрос, почему Сербия потеряла Косово: "Поскольку в то время, как албанская женщина рожала пятерых детей, сербская женщина делала 5 абортов, Господь решил, что косовская земля албанцам нужнее, чем сербам. И отдал ее им". Эти слова хорошо бы помнить всем нам.
В России подобная ситуация, если вы помните, была в 20 столетии, и наша Церковь, как могла, боролась с этим, стараясь сохранить веру в нашем народе.
Вероятность того, что ислам вытеснит православие, существует, если наш народ продолжит жить так, как он живет сейчас, пренебрегая заповедями Божьими. Покойный Сербский патриарх Павел однажды сказал, отвечая на вопрос, почему Сербия потеряла Косово: "Поскольку в то время, как албанская женщина рожала пятерых детей, сербская женщина делала 5 абортов, Господь решил, что косовская земля албанцам нужнее, чем сербам. И отдал ее им". Эти слова хорошо бы помнить всем нам.
НЕТ
Наш Саратов, к сожалению, очень грязный город. Нельзя ли как то через церковь начать убеждать людей, что надо и об экологии думать, не бросать мусор себе под ноги?
Я очень надеюсь на то, что верующие люди, являющиеся постоянными прихожанами церкви, меньше всех загрязняют окружающую природу. Во всяком случае, мне очень хочется в это верить. Дело в том, что любые призывы церкви значимы лишь для ее чад. Основная задача церкви - призывать людей жить по совести и исполнять заповеди Божии. Чем больше людей прислушаются к этому призыву, тем благополучнее будут все стороны нашей жизни.
Толерантный
Полагаю, что в школе стоит преподавать, нет даже рассказывать о культуре основных религий мира, о вредных сектах, но не вводить "Основы православия" или что-нибудь подобное. Что Вы думаете на этот счет?
Я думаю, что принятое государством решение о преподавании основ религиозной (в том числе православной) культуры и светской этики на сегодняшний день наиболее оптимальное.
Алёна
Что есть таинство венчания? Доступно ли оно двум уже немолодым людям, вступающим в повторные браки, если предыдущие союзы были зарегистрированы (и расторгнуты) только государством? Кто имеет право присутствовать при венчании и какой должна быть одежда?
Венчание - это церковное благословение супружества. Оно доступно всем тем, кто является членом церкви и разделяет церковное учение о браке. Если вы не имеете об этом учении представлений или считаете для себя их необязательными, тогда лучше не венчаться. Что касается количества предыдущих браков, то нужно придти в каноническую комиссию Саратовской Епархии, которая работает по понедельникам и четвергам с 10 до 12 час. по адресу ул. Радищева, 24.
Полина
Как смириться с несправедливостью, постоянно происходящей вокруг? Полина
Философский вопрос, ответить на который в рамках онлайн-конференции просто невозможно. Наверное, все-таки нужно понимать, что на все есть воля Божия — благая и совершенная.
Мария
Уважаемый Владыка! Как отучить мужа ругаться матом? У нас множество проблем с этим связано, начиная от того, что слышит «такую» речь маленький ребенок. Ведь с детства он уже всему научается, и плохому в том числе. Я понимаю, что проблема отчасти в недостатке словарного запаса, а отчасти в окружении, друзьях, для которых мат — единственный способ выражения своих идей, мыслей и чувств. Но, мне кажется, он не совсем понимает отрицательную сторону или даже пагубность такой речи.
Уважаемая Мария! Наверное, отучить можно, при этом нужно не уставать говорить об этом. Главное, конечно же, запретить употреблять свой «словарный запас» при детях. Это совершенно недопустимо. Если Ваш муж хотя бы отчасти сознательный человек, то он должен вас услышать.
Ольга
Владыка, ответьте пожалуйста на такой вопрос. Моей знакомой по состоянию здоровья приписали жесткую вегетарианскую диету. Она неожиданно увлеклась ею, и более того, ищет подтверждения тому, что человек, который не ест мяса, находится на более высоком духовном уровне. Она говорит, что и православие так считает, поскольку все православные святые мяса не если. Что мне ей ответить, как переубедить?
Ваша знакомая неправа. Действительно, многие святые были монашествующими, а монахи мяса не едят. Это традиция, идущая с древних времен, и она связана с тем, что потребление белковой пищи несколько утяжеляет человека. Подвижник отказывается от мясной пищи еще и потому, что приносит некую жертву Богу, то есть утесняет себя. Во время постов все мы отказываемся от пищи животного происхождения, а в какие-то моменты даже от растительного масла. Это аскетические упражнения, которые человек применяет для того, чтобы облегчить молитву, исправить свое внутреннее ― не физическое, а душевное и духовное ― устроение. Но никакого запрещения на вкушение мяса в православии нет. Более того, когда в первые века христианства появилась подобная ересь (ересь Евстафия), еретики были анафематствованы Гангрским собором.
Чем еще отличается воздержание в понимании Православной Церкви, — оно никоим образом не может быть соединено с мыслью о том, что человек, придерживающийся этого воздержания, находится на более высоком уровне, чем все остальные. Наоборот, воздержание, аскеза любого рода только тогда полезна человеку, если она соединена с глубочайшим смирением и видением в себе «грехов, бесчисленных, как морской песок» (преподобный Петр Дамаскин). А если этого нет, и человек считает, что он поднимается куда-то очень высоко, это прямой путь к очень большим проблемам в духовной жизни, вплоть до повреждения душевного здоровья. Поэтому мой совет — предостеречь от этого вашу подругу.
Чем еще отличается воздержание в понимании Православной Церкви, — оно никоим образом не может быть соединено с мыслью о том, что человек, придерживающийся этого воздержания, находится на более высоком уровне, чем все остальные. Наоборот, воздержание, аскеза любого рода только тогда полезна человеку, если она соединена с глубочайшим смирением и видением в себе «грехов, бесчисленных, как морской песок» (преподобный Петр Дамаскин). А если этого нет, и человек считает, что он поднимается куда-то очень высоко, это прямой путь к очень большим проблемам в духовной жизни, вплоть до повреждения душевного здоровья. Поэтому мой совет — предостеречь от этого вашу подругу.
Анонимус
Какие цели преследует Церковь при взаимодействии с обществом? Вот что лично вы хотите донести до общества, каков ваш основной месседж?
Никаких других целей, кроме проповеди слова Божия и того, чтобы помочь людям жить по Евангелию, у Церкви нет и быть не может. Всё остальное подчинено этой главной задаче. Церковь высказывается по тому или иному вопросу тогда, когда какое-то явление в жизни общества резко противоречит Евангелию и необходимо дать знать людям о том, как к этому относиться.
Ольга
Я понимаю, что священнослужители молятся о том, чтобы я приходила к ним в церковь или ещё где-то с ними встретилась. И приходить-то я в церковь прихожу, но вынуждена пойти туда потому, что заболела, мама, дочка или заболела я сама. Ещё в прошлом году я просила священнослужителей это прекратить, не молиться о том, чтобы я приходила в церковь, но мою просьбу они проигнорировали, и всё это делать продолжали. Поэтому я вынуждена обратиться к Вам. Уважаемый Владыка нельзя ли объяснять священнослужителям, что нельзя обращаться к Богу с суетными просьбами (молиться, чтобы кто-то пришёл думая о деньгах, или рассуждая "кто-то намолил и я намолю"). Нельзя ли объяснять священнослужителям, что молиться подобным образом - это проявлять неуважение к Богу, грех против Бога. Я удивляюсь, как же они сами этого не понимают. Уважаемый Владыка возможно кто-то из таких священнослужителей придёт к Вам на исповедь, не могли бы Вы объяснять им , что молиться подобным образом ни в коем случае нельзя, не могли бы Вы не благословлять делать это; объяснять, что молиться нужно о чём-то другом (например чтобы не было грехов и страстей).
Уважаемая Ольга. Мне кажется, что у вас преувеличенное мнение о своей значимости.
Мария
Владыка, извините, может быть, вопрос немного не по адресу, но все-таки хотелось бы его Вам задать. Нужно ли заниматься планированием семьи? Вот сейчас нам, например, хочется второго ребенка, но хочется и институт закончить, и жить по-человечески, и зарабатывать нормально. Так как же быть — надеяться на волю Божию или же все-таки самим рассчитывать? Есть ли грех в планировании?
Уважаемая Мария! Планировать семью для христианина неправильно. В этом надо полагаться на волю Божию. Бог тоже видит ваши обстоятельства, ваши возможности, условия, в которых вы живете. Доверьтесь Ему.
Елена
Уважаемый Владыка! Мои дети раньше посещали воскресную школу в церкви "Всех святых в России просиявших". В нашей школе детей было почти сто человек. Сейчас дело это умерло. Ходят заниматься от силы человек 10. Грустное зрелище. Ходим гулять мимо любимой церкви, слезы наворачиваются на глаза. Крыша недоделана, мощи оптинских старцев куда-то исчезли... Почему такой упадок? Неужели, всему виной то, что рядом открылось так много храмов? Или не хватает благодетелей?
По поводу школы при Храме Всех святых я ответил выше. Никакого упадка в храме я не наблюдаю. Более того, за несколько последних месяцев в храме достаточно много сделано, в том числе и отремонтирована кровля. Мощи оптинских старцев находятся в храме, просто мощевик, в котором они находились, в настоящее время в ремонте.
Елена
Здравствуйте,Владыка!Прошу ответить на вопрос:будет ли продолжаться издание журнала "Альфа и Омега" и Ваше участие в нём?И хочу поблагодарить Вас за предоставление возможности обучаться основам катехизиса в здании Саратовской Духовной семинарии.
К сожалению, ответить сегодня на вопрос об издании "Альфа и Омеги" невозможно, это зависит от очень многих причин. Известная поговорка о том, что незаменимых людей нет, не всегда верна. Покойная Марина Андреевна Журинская была душой и движущей силой этого издания, буквально жила им. Сомневаюсь, что кто-то сможет ее заменить.
Василий
Не боитесь ли Вы рукополагать в священнослужителей молодых людей, только что окончивших семинарию? Справятся ли они со своими обязанностями?
Очень боюсь, но делаю это. Во-первых, потому, что не хватает священнослужителей, а они нужны. Во-вторых, потому, что надеюсь, что с окончанием семинарии у наших молодых выпускников время учебы не заканчивается, а будет продолжаться дальше. И в-третьих, потому, что вижу очень добрые примеры, когда из достаточно молодых людей, рукоположенных мною, постепенно вырастают очень хорошие священники. Есть много аргументов и «за», и «против» раннего рукоположения. Действительно, бывает так, что в двадцать с небольшим лет человек еще совершенно беспомощен и не может служить примером, не может быть духовным руководителем для людей. Но, с другой стороны, молодость имеет, кроме отрицательных, еще и массу положительных сторон: горячее желание служить, еще незамутненный взгляд на окружающий мир. И, вы знаете, очень часто бывает так, что достоинства молодости перевешивают ее недостатки. Поэтому боюсь, но рукополагаю.
Галина Георгиевна, руководитель средней группы воскресной школы
Владыка! Помоги Вам Господи!
Работа в воскресной школе ведётся в храме Всех святых в земле Российской просиявших. Детей стало немного меньше в младшей и старшей группе. В средней группе детей 15 человек и ещё прибывает во все группы. Упадка нет. А 100 человек в воскресной школе храма никогда не было, такое количество детей негде поместить. Простите, не выдержала...
Работа в воскресной школе ведётся в храме Всех святых в земле Российской просиявших. Детей стало немного меньше в младшей и старшей группе. В средней группе детей 15 человек и ещё прибывает во все группы. Упадка нет. А 100 человек в воскресной школе храма никогда не было, такое количество детей негде поместить. Простите, не выдержала...
Благодарю Вас.
Антон
В обществе получило большой резонанс письмо Толоконниковой о том, что происходит в колониях. Но ведь сегодня в большинстве колоний есть тюремные священники. Разве они не видят, что происходит? Почему молчат?
Да, действительно, во многих колониях есть тюремные священники. К сожалению, тюремный священник сегодня — это человек, которому позволяется прийти в определенное время и общаться с определенным контингентом. Он не пребывает в колонии или в тюрьме постоянно, и он не может знать о внутренней жизни тюрьмы и колонии больше, чем ему расскажут сами заключенные или же администрация этой колонии. Поэтому очень часто священнослужитель не знает всего того, что там происходит, но даже если он в курсе, как правило, как-то радикально изменить ситуацию он не может. Перед ним просто закроют двери, и он будет лишен даже той небольшой возможности, которую имеет сегодня — преподавать утешение и нести слово Божие тем людям, которые действительно в этом нуждаются. Справедливости ради должен сказать, что далеко не во всех тюрьмах и колониях творятся откровенные безобразия. Руководство ФСИН пытается навести порядок в учреждениях исполнения наказаний, но сделать это далеко не просто.
юрий
моя внучка учится в православной гимназии и с каждым годом качество ухудшается раньше гимназистов возил транспорт гимназии потом его отменили Хорошие учителя уходят Постоянно собирают деньги на что то Духовник и директор гимназии когда к ним обращаются с просьбой о решении каких то насущных вопросов отвечают не нравится можете не водить своих детей в эту гимназию Неужели епархия не в состоянии должным образом содержать гимназию ведь гимназисты это будущее православия наше с вами будущее С уважением Юрий
Я не согласен с тем, что качество преподавания в гимназии ухудшилось. Мы постоянно прилагаем очень большие усилия к тому, чтобы держать его на достойном уровне. Об этом свидетельствуют и результаты недавней проверки. Что касается автобуса, действительно, тот, который раньше использовался, в силу своего технического состояния стал представлять опасность и поэтому снят с эксплуатации. Возможности приобрести новый автобус пока у епархии нет, так же, как и нет возможности отказаться от денег родителей. Несмотря на широко распространенное мнение о несметных богатствах церкви, нам с трудом удается находить средства на содержание этой гимназии.
София
Как Архиерею всё время пребывать в молитве? Что Вам помогает? Приходили ли Вы когда-нибудь в уныние, бывало ли у Вас упадническое настроение, когда ничего не хочется делать и опускаются руки?
Очень сложно. Я не могу про себя сказать, что все время пребываю в молитве. В уныние ― приходил. Упадническое настроение ― бывало. Все бывало. Утешает, успокаивает и, в конце концов, исправляет ситуацию сознание того, что всё, что я делаю, я делаю не по своей воле, а по послушанию. Помогает сознание того, что всё, что происходит, делается по воле Божией. А любой из нас, хоть архиерей, хоть священник, хоть мирянин — это всего лишь некие орудия, через которые Господь исполняет Свою волю. Это утешает и дает возможность трудиться дальше.
Феврония
Уважаемый Владыка! Можно ли исповедоваться в одном храме, а причащаться в другом? Был у меня один случай, когда священник не разрешил причаститься без повторной исповеди. На вечернем богослужении я была в храме, в который обычно хожу на службы и там исповедовалась, а утром не получилось быть в этом же храме. В другом храме, который еще и отмечал престольный праздник в этот день, решила подойти к священнику и взять у него благословение. Но он сказал, чтобы я повторно исповедовалась — именно в этом храме. Объясните, Владыка, является ли исповедь и Причастие в разных храмах нарушением церковных канонов?
Исповедоваться в одном храме, а причащаться в другом можно. Священник был абсолютно неправ. Требование, чтобы человек повторно исповедовался именно в этом храме, говорит о безграмотности данного священника и непонимании им каких-то основных сторон его служения. И ни в коем случае исповедь и причастие в разных храмах не являются нарушением канонов. Если вы этого священника знаете, то можете сослаться на мой ответ, даже распечатать его и показать этому священнику.
Татьяна
Владыка, а Вы служите только в больших храмах? Очень понравилось, когда Вы приезжали святить колокола в храм на целинстрое. Не планиуете ли Вы приехать туда еще? Если да, то как можно узнать когда?
Нет, Татьяна, я служу абсолютно во всех храмах нашей епархии, независимо от их размеров. Если соберусь вновь служить в храме Вознесения Господня, то все прихожане узнают об этом как минимум за 2 недели.
Александр
Здравствуйте. 15 лет назад, будучи студентом, я женился. Невеста настаивала на венчании (просто очень ей хотелось сам обряд пройти, к тому же, венчание проходило в такой день, когда у будущей жены были критические дни, о чем она умолчала). В общем, венчание тогда состоялось, но брак наш продержался менее года и мы разошлись, детей у нас не было. Уже практически 14 лет о ней мне ничего неизвестно. Официально развод был оформлен. Сейчас у меня уже более 12 лет другая семья, есть ребенок, я являюсь прихожанином одной из церквей города. Но вот само венчание, которое когда-то состоялось, до сих пор не дает мне покоя. Очень хочу расторгнуть его. Как это можно сделать?
Спасибо за ответ.
Спасибо за ответ.
Уважаемый Александр, я прошу Вас обратиться в епархиальную каноническую комиссию, которая работает в понедельник и четверг с 10 до 12 час. на ул. Радищева, 24.
Крестный
Извините, не знаю, как правильно к Вам обращаться. Недавно в церкви ввели практику бесед перед крещением. Я был крестным племянника, крестили мы его в женском монастыре на 1 дачной, мне пришлось посетить 4 беседы, после которых меня допустили к крещению, а мой друг крестил сына в храме на Пролетарке, там бесед толком никих не было, отдали ему в руки какую-то брошюру, спросили, мол, верит ли он, да и все. Чем регламентировано количество бесед в разных храмах? Можно ли вообще креститься без этих бесед?
Я благодарю Вас за Ваш вопрос. Без так называемых огласительных бесед (наставления в вере) крестить нельзя. Это правило, которое всегда существовало в церкви. Его невозможно было выполнить в советские годы, но в последнее время оно вновь стало обязательным. Совершенно правильно к этому отнеслись в женском монастыре, а вот то, что произошло в другом храме, будет предметом разбирательства, потому что свидетельствует о нерадении священника.
Сергей, 21 год
Что такое трезвение? Какими способами оно достигается в духовной жизни? Связано ли это понятие с «трезвым образом жизни» и в чем отличие? Почему важно постоянно пребывать в трезвении, внимательности, рассудительности? И как тогда избежать рассеянности? И такой банальный вопрос: как побороть лень и сонливость?
Трезвость, как мы ее понимаем, это противоположность пьянству, а трезвение — это немножко другое. Это трезвое, то есть честное, без лукавства, без самовосхваления, без лжи понимание того, кем мы являемся на самом деле, без замалчивания и без извинения своих недостатков, Это честность по отношению к самому себе. В духовной жизни это необходимое условие, потому что иначе у человека возникает преувеличенное самомнение, он начинает видеть в себе добродетели, которых на самом деле не существует, какие-то плюсы, которые на самом деле могут являться минусами.
Рассеянности можно избежать только усилием. Надо вообще, приступая к духовной жизни, почаще вспоминать слова Евангелия, что Царствие Небесное силою берется и тот, кто употребляет усилие, восхищает его. То же самое относится к борьбе с ленью и сонливостью.
Рассеянности можно избежать только усилием. Надо вообще, приступая к духовной жизни, почаще вспоминать слова Евангелия, что Царствие Небесное силою берется и тот, кто употребляет усилие, восхищает его. То же самое относится к борьбе с ленью и сонливостью.
Наталья, студент СГУ
Уважаемый Владыка! Наш университетский преподаватель — профессор, доктор филологических наук с уверенностью объяснял на занятии, что роман Льва Толстого «Воскресение» — образец нравственности в широком смысле слова, образец нравственного поведения людей. Говорил и о том, что все герои нравственно совершенствуются, духовно возрастают и к концу романа как бы «воскресают». Так ли это? Что Вы думаете по этому поводу? Хотелось бы знать Ваше мнение
Уважаемая Наталья! Видите ли, дело в том, что под нравственностью люди церковные и люди светские понимают несколько разные вещи. Что касается романа Л.Н. Толстого «Воскресение», то это, конечно, самый богохульный роман в его творчестве, абсолютно антицерковный. Но при этом Толстой здесь пытается быть морализатором и показать не очень убедительную картину «атеистического» возрастания в нравственности. В этом смысле ваш профессор говорит вам о том, каким хотел видеть свое произведение сам Лев Николаевич. Насколько ему это удалось — другой вопрос, поскольку очень многие сходятся на том, что «Воскресение» — самый слабый и неубедительный роман Толстого, именно потому, что он насквозь пропитан той самой идеологией, которая впоследствии получила наименование толстовства.
Максим
Доброго дня, Владыка. Скажите, пожалуйста, был ли канонизирован в лике новомученников Евгений Родионов? Споры по этому поводу идут давно, но точной информации нет. Спаси Бог!
Добрый день. Евгений Родионов официально не канонизирован, что не мешает множеству людей почитать его подвиг. К их числу отношусь и я.
Нина Ивановна
Добрый день! В селе Кутьино Новобурасского района стоит очень красивая старая церковь. Уже лет 20 она, к сожалению, закрыта и медленно разрушается. Внутри сохранились фрески, роспись, само строение кажется еще крепким. Не планируется ли ее восстанавливать?
Уважаемая Нина Ивановна, церковь в селе Кутьино закрыта уже не 20 лет, а как минимум 80. К сожалению, она находится в очень плачевном состоянии, и на ее восстановление необходимы очень большие деньги. Речь идет о десятках миллионах рублей. Все наши храмы восстанавливаются или строятся заново на средства жителей или каких-то состоятельных людей. Жителей в селе Кутьино осталось 280 человек, и почти все они пенсионеры. Как Вы понимаете, им не под силу что-либо сделать. Благотворителей пока не нашлось, хотя в других местах, по милости Божией, нам иногда удается подключить их к реставрации старинных сельских храмов. Например, сейчас на средства благотворителей активно ведется реставрация храма Покрова Божией матери в селе Сокур.
Будем надеяться, что Господь пошлет неравнодушных людей и храму в Кутьино.
Будем надеяться, что Господь пошлет неравнодушных людей и храму в Кутьино.
Ольга
Здравствуйте! Во многих регионах России проходят православные выставки. Почему такие выставки не проводят у нас в Саратове? Поддерживаете ли вы проведение подобных мероприятий?
Одной из причин является отсутствие подходящих помещений.
Иван
Сейчас модным стало считать себя агностиком. Многие мои знакомые так и говорят: мы не атеисты ни в коем случае, мы настоящие верующие, — мы агностики. Владыка, что Вы об этом думаете?
Уважаемый Иван! Я думаю, что люди, которые так вот интересничают перед собой и окружающим миром, просто еще не сталкивались вплотную с теми вопросами, при попытке ответить на которые человек приходит к Богу. Рассуждать о своем атеизме, агностицизме и прочих «-измах» может лишь человек, который всерьез еще не задумывался о Боге и о вере. В молодости это бывает, но потом проходит.
Дэм
Почему достаточно большое количество русских людей уходят в протестантские церкви, увлекаются вотс. религиями, или вообще принимают ислам уходя из православия?
Разного рода протестантские деноминации, или в просторечии секты, хлынули в нашу страну в самом начале 90-х годов. В это время духовный вакуум был огромен, а православная церковь тогда еще не имела возможностей ответить на массовый запрос людей, нуждающихся в духовном окормлении - просто в силу отсутствия достаточного количества храмов и священников. В то же время иностранные миссионеры, хлынувшие в Россию, хорошо снабженные и не имевшие никаких административных преград, собирали стадионы и дворцы культуры. Я очень хорошо помню, как в Москве такие мероприятия проводились в спорткомплексе Олимпийский и собирали огромные толпы людей, привлеченных бесплатной раздачей литературы и гуманитарной помощи. С тех пор у нас много такого рода сект, и в них достаточно, в том числе, и русских людей. Это плохо, но такова данность, в которой мы живем сегодня. Церковь старается переломить эту ситуацию и борется с сектантами, проповедуя неповрежденное апостольское учение.
Что касается ислама, здесь ситуация сложнее. Как Вы, наверное, уже заметили, часто ислам принимают люди с определенным внутренним настроем на агрессивное отчуждение от окружающего социума.
Что касается ислама, здесь ситуация сложнее. Как Вы, наверное, уже заметили, часто ислам принимают люди с определенным внутренним настроем на агрессивное отчуждение от окружающего социума.
Юрий Дмитриевич
Здравствуйте, уважаемый Владыка. Я являюсь отцом троих детей и меня волнует следующий вопрос: Сейчас во многих школах вводится преподавание Основ православной культуры, и вообще, много говорится о воспитании детей, о том, что им надо прививать духовные ценности и т.д. Но стоит ребенку, вышедшему из школы или даже из церкви, подойти к обыкновенному киоску Роспечати – и где оно будет, все наше духовное воспитание? Мощная инъекция разврата. И это я только о киоске Роспечати – не касаясь телевизора и компьютера. Я далек от того, чтобы идеализировать советскую власть, но почему при ней все это было нельзя, а теперь стало можно? Почему тогда работал запрет, а сегодня он работать не может?! Нашему правительству, судя по всему, до лампочки (простите уж мне такое выражение), что дети развращаются с колыбели; но почему Церковь не пытается поставить этому заслон, почему она не настаивает на введении в стране нормальной нравственной, этической цензуры? Бесполезно ведь воспитывать, когда параллельно идет процесс развращения.
Уважаемый Юрий Дмитриевич! Я во многом согласен с Вами, так же, как и огромное количество людей, живущих рядом с нами и говорящих о том же. Но как только дело доходит до официальных трибун, все сразу преисполняются «толерантности» и «терпимости». Церковь не может поставить этому заслон, потому что не имеет никаких административных рычагов. Кроме того, вся индустрия порока — очень выгодное дело. Она так же выгодна, как торговля наркотиками или спиртным. И каждый раз, когда Церковь пытается что-то сказать, возвысить свой голос, на нее обрушивается чудовищный шквал даже не критики, а ненависти. И дело не в том, что Церковь боится этого — нет, не боится, она уже привыкла к таким вещам,― но дело в том, что ее голос тут же заглушается совершенно чудовищными пиар-компаниями, остается неуслышанным, а «Васька слушает, да ест», индустрия порока продолжает в нашей стране процветать. Например, Церковь много раз говорила, настаивала на организации Общественных советов на телевидении и в других СМИ. И где эти советы? Чем они сейчас занимаются? Под истошные крики о грядущей клерикальной цензуре всё благополучно заболтано и забыто. К сожалению, мы сегодня живем именно в той действительности, которую нам обещали 20 лет назад: «Рынок все расставит по своим местам». Вот он и расставил.
Алексей
Владыка, вопрос, в СМИ, да и в реальной жизни замечаю, что служители церкви ездят на дорогих иномарках, порой на очень дорогих, вот вы на какой машине передвигаетесь? есть у вас охрана? личный водитель? Я человек верующий,покрайней мере стараюсь быть таким. но порой не понимаю, когда вижу священника на дорогой машине, почему нельзя продать иномарку дорогую (говорю не про вас конкретно,а в общем) и купить, что то более скромное, даже если это подарок, а маржу в деньгах раздать бедным?
Уважаемый Алексей, по поводу иномарок и их необходимости я уже ответил выше. Что касается меня лично, то охраны у меня нет, личный водитель есть. Я передвигаюсь на епархиальной машине "Ауди", которой уже 9 лет и которая прошла уже 200 тыс. км. Что касается продажи, наверное, если машины будут дарить достаточно регулярно, то наверно этот вопрос встанет. Но поскольку лично мне за 10 лет моего пребывания в Саратове никто еще не подарил автомобиля, то для меня эта тема не актуальна.
Ольга Николаевна
Уважаемый митрополит!
Не находите ли Вы, что как минимум неправильно принимать от государства финансирование в размере порядка 1.8 млрд руб в 2014-2015 гг на нужды церкви,поскольку церковь отделена от государства,освобождена от уплаты налогов? Чем же руководствуется церковь принимая такие масштабы денег (и вообще любые вливания государства)? На другой чаше весов социальные проблемы (строительство жилья для сирот и малообеспеченных граждан, бесплатное лечение онкологических и многих других тяжелобольных людей,и масса других приоритетных вопросов, требующих первоочередного решения) которые могли бы решаться за счет этих денег. Не помощь ли нуждающимся одна из миссий церкви?? Не могли бы Вы привести пример, в какой стране мира, где нет официальной религии и церковь отделена от государства можно увидеть аналогичную ситуацию?
Не находите ли Вы, что как минимум неправильно принимать от государства финансирование в размере порядка 1.8 млрд руб в 2014-2015 гг на нужды церкви,поскольку церковь отделена от государства,освобождена от уплаты налогов? Чем же руководствуется церковь принимая такие масштабы денег (и вообще любые вливания государства)? На другой чаше весов социальные проблемы (строительство жилья для сирот и малообеспеченных граждан, бесплатное лечение онкологических и многих других тяжелобольных людей,и масса других приоритетных вопросов, требующих первоочередного решения) которые могли бы решаться за счет этих денег. Не помощь ли нуждающимся одна из миссий церкви?? Не могли бы Вы привести пример, в какой стране мира, где нет официальной религии и церковь отделена от государства можно увидеть аналогичную ситуацию?
Уважаемая Ольга Николаевна, я думаю, что наше государство, помогая Церкви финансово, что происходит не так уж часто, лишь частично пытается возместить тот страшный урон, который был нанесен ей государством в 20 веке.
Другие онлайны
Опрос
Популярные онлайны
Деятели культуры
Бизнесмены
Политики
Чиновники
Архив онлайнов
Спикеры по алфавиту